Астана 25 °С Алматы 24 °С
Свежий выпуск

​Деньги в дело

В пресс-конференции в Правительстве, посвященной ходу реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы, приняли участие вице-министры: национальной экономики – Айбатыр Жумагулов, инвестиций и развития – Роман Скляр, энергетики – Бакытжан Джаксалиев, образования и науки – Бибигуль Асылова.

Реализация приоритетных проектов в рамках программы«Нұрлы жол» позволит решить основные проб­лемы, в том числе транспорт­ной инфраструктуры, такие как высокий износ и низкая пропускная способность. А потому очень важно своевременно освоить выделенные для реализации программы средства. По словам Айбатыра Жумагулова, из 484 млрд тенге, выделенных в рамках программы на 2017 год, порядка 190 млрд тенге уже освоено. А это в сравнении с первым полугодием больше на 62,9 млрд тенге. Причем увеличение наблюдается по всем направлениям. Не стали исключением и автодорожные проекты (рост на 35,6 млрд тенге).

– По итогам года ожидаем полное освоение средств, введение в эксплуатацию 602 километров автодорог, – сообщил вице-министр нацэкономики.

По итогам 2017–2018 годов в планах построить и реконст­руировать порядка 1 248 км сетей теп­ло-, водоснабжения и водоотведения.

Стали больше осваивать и в сфере образования. Ожидают введения в эксплуатацию 70 объектов.

Для эффективной реализации госпрограммы «Нұрлы жол» Минэкономики ежемесячно будет проводить мониторинг по освоению выделенных средств. В целом этот процесс идет по плану финансирования.

Тему реализации программы «Нұрлы жол» продолжил Роман Скляр, подчеркнув, что основным ее направлением стала широкомасштабная модернизация транспортной инфраструктуры, способная обеспечить потребности населения и сделать Казахстан главным транспортно-логистическим хабом Центрально-Азиатского региона. По его данным, в 2017 году в рамках госпрограммы планируется завершить 22 автодорожных проекта общей протяженностью 4 400 км.

– С начала реализации прог­раммы в 2015–2016 годах было построено и реконструировано 2 тысячи километров автомобильных дорог республиканского значения, из которых уже введено в эксплуатацию 1 300 километров по параметрам первой и второй технических категорий, – сказал спикер. – В частности, полностью завершен международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай, участки Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Кокшетау – Петропавловск.

По проекту «Центр – Юг» в прошлом году завершена реконструкция участков Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай протяженностью 275 км. Работы на участке Темиртау – Караганда протяженностью 14 км планируется завершить в следующем году. Тогда же приступят и к реконструкции участка Балхаш – Бурылбайтал (297 км). А на участке Курты – Бурылбайтал в 228 км, в финансировании которого принимают участие Всемирный и Европейский банки, работы уже начались.

– Мы приступили к новым проектам: Жетыбай – Жана­озен, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Калбатау – Майкапшагай, Уш­арал – Достык, Бейнеу – Акжигит, Таскескен – Бахты, Осиновский перевал, Щучинск – Зеренда протяженностью 2 тысячи километ­ров, – отметил Роман Скляр.

Было сказано и о том, что в текущем году начато строительство автомобильного паромного комплекса мощностью 2 млн тонн, стоимость проекта – 67 млрд тенге.

Отвечая на вопрос о сроках строительства вторых путей на железнодорожной линии Алматы – Шу, вице-министр МИР отметил, что работы планируется завершить в декабре 2017 года.

Что касается порта Курык, одного из ключевых звеньев транскаспийского маршрута, то это, по словам вице-министра, не просто локальный объект инфраструктуры, а новая точка на логистической карте Евразии, где будет проведена перевалка 4 млн тонн паромных грузов. В декабре текущего года будут введены и новые автомобильные паромы, способные перевозить 2 млн тонн грузов. Таким образом, проблемные вопросы с паромными мощностями порта Актау решатся уже в нынешнем году, заверил спикер.

Особую роль в развитии экономики любой страны играет энергетический комплекс, что и отражено в госпрограмме «Нұрлы жол». Вице-министр энергетики Бахытжан Джаксалиев отметил, что в Казахстане разделяют энергосистему по зонам, и в северной, где сосредоточены большей частью природные энергоресурсы, генерируется достаточно большой объем электро­энергии, потому северный регион становится донором для областей, где потребление выше, чем объем генерации.

Передать достаточное количество электроэнергии с профицитных по мощности районов севера в дефицитные районы юга позволит инвестиционный проект «Строительство ВЛ 500 кВ транзита Север – Восток – Юг». Первый его этап – строи­тельство линии 500 кВ Экибастуз – Шульбинская ГЭС (Семей) – Усть-Каменогорск. Цель проекта — увеличить пропускную способность сетей в сечении Север – Восток, обеспечить покрытие дефицитов Восточно-Казахстанской облас­ти вне зависимости от транзита электроэнергии через сети ЕЭС России и обеспечить выдачу полной мощности Шульбинской ГЭС при вводе контррегулятора – Булакской ГЭС. Срок реализации первого этапа проекта – с 2011 по 2017 год, стоимость – 53,3 млрд тенге. Финансирование полнос­тью осуществляется за счет средств АО «KEGOC».

На сегодня все строительно-монтажные работы проекта успешно завершены. Построены линии электропередачи 500 кВ Экибастуз – Шульбинская ГЭС (Семей) – Усть-Каменогорск общей протяженностью 598,5 км и 220 кВ Семей – Шульбинская ГЭС с заходами на подстанции 500 кВ «Семей» общей протяженностью 106 км. Также завершены строи­тельно-монтажные работы на подстанциях: 500 кВ – «Семей» и «Усть-Каменогорская», 1 150 кВ – «Экибастузская», 220 кВ – «Шульбинская ГЭС».

Запуск в работу построенных объектов произведен 6 декабря 2016 года во время общенационального телемоста с участием Главы государства Нурсултана Назарбаева в рамках Дня индуст­риализации и в ознаменование 25-летия Независимос­ти. При этом вице-министр подчерк­нул, что строительно-монтажные работы по первому этапу проекта завершены в 2016 году с опережением графика.

Второй этап транзитного коридора – строительство ВЛ 500 кВ Шульбинская ГЭС (Семей) – Актогай – Талдыкорган – Алма. Реализация этого проекта позволит увеличить транзитный потенциал национальной электрической сети в направлении Север – Юг, обеспечить покрытие потребности в электроэнергии электрифицируемых участков железных дорог, энергоемких объектов горнорудной промышленнос­ти, создать условия для развития приграничных территорий и масштабного освоения потенциа­ла возобновляемой энергии, а также усилить связь Восточной зоны с единой элект­рической системой Казахстана.

Срок реализации проекта – 2012–2018 годы, а стоимость – 105,5 млрд тенге. Финансируется он как за счет собственных средств АО «KEGOC», так и на средства в сумме 47,5 млрд тенге, полученных с ЕНПФ, посредством продажи купонных облигаций АО «KEGOC».

Работа на втором этапе ведется в соответствии с графиком. В настоящее время на всех участках объекта идут строительно-монтажные работы, общая протяженность линии 500 кВ составляет 883 км, из них построено уже 434 км, в том числе только в 2017 году – 270 км. С начала реализации проекта освоены полученные с ЕНПФ капитальные вложения на сумму 45,4 млрд тенге, в том числе в 2017 году – на сумму 14,8 млрд.

Развивается и инфраструктура системы образования. В текущем году, проинформировала вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова, из Национального фонда на реализацию данного направления выделено 71,7 млрд тенге, из которых 26,5 млрд – на завершение строи­тельства 53 школ и 45,2 млрд тенге – на начало возведения новых 56 школ. На 1 августа акиматам перечис­лено 41,1 млрд тенге, из которых освоено 38,6 млрд, или 94%. Не исполнено 2,5 млрд в семи регионах – это Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области. Причинами неисполнения явились непредоставление поставщиками актов выполненных работ и обжалование конкурсных процедур.

– К 1 августа введено семь объектов: в Алматинской, Жамбылской и Карагандинской областях – по одной школе, в Южно-Казахстанкой – четыре, а также детский сад на 320 мест в Жанаозене Мангистауской области, финансирование велось с 2016 года за счет средств Нацфонда, – констатировала Бибигуль Асылова. – До конца 2017 года запланирован ввод оставшихся 70 школ, окончание строительства которых стоит в плане текущего года. Все сроки вводов оговорены в начале года, акиматами были представлены гарантии по освоению бюджетных средств, министерством ведется ежемесячный мониторинг, проводятся селекторы. По заявлениям акиматов, в регионах все средства, выделенные в нынешнем году из Национального фонда, будут освоены в полном объеме.

Автор:
Гуляим Тулешева, Марина Пархоменко
12:04 , 11 Августа 2017
0
165
Подписка

Читайте также

Оставить комментарий

Заглавные и строчные буквы считаются разными симоволами

Популярное