Недельная нагрузка школьников сравнима с трудовой нагрузкой взрослых. И это без учета времени, затраченного на домашние задания. К примеру, ученики старших классов учатся 39 часов в неделю, а педагоги работают чуток больше – 40 часов. В результате типичными синдромами взрослых – хроническая усталость, недосыпание, давление, психоэмоциональное расстройство и невроз – стали страдать дети.
В разработанной родителями сетке часов учебного плана для русских школ недельная программа младших классов разгрузилась на четыре часа, а в средних и старших классах – на пять-шесть часов. За счет каких предметов произошла оптимизация?
Первой «под нож легла» физкультура, которая с 1-го по 11-й класс проводится три часа в неделю. Родители посчитали, что это слишком много и оставили на физ-ру только два часа. Большим купюрам подвергся также предмет «Казахский язык и литература», который в начальной школе сокращен на один час, а в средних и старших классах – на два часа – с пяти до трех часов в неделю. Истории Казахстана с 8-го по 11-й класс выделен всего один час в неделю вместо двух.
Что касается остальных уроков, то в младших классах родители по часу урезали с предметов «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Казахский язык» и «Естествознание». В 5–9-х классах они сократили на один час математику, естествознание и художественный труд, а в старших классах – информатику и английский язык.
– При этом все дисциплины остаются в учебном плане, ни одной мы не выбросили. Мы только чуточку сократили те темы, которые не настолько актуальны, чтобы на них делать такой упор. И это не просто взято с потолка, это долгий труд родителей, их горячие споры! Родители досконально просмотрели учебные планы в русских школах, и наш результат мы предлагаем на ваше усмотрение, – представила сокращенный вариант учебных программ глава казахстанской ассоциации родителей Софья Евдокимова.
Приглашенные на презентацию во Дворец Мира и Согласия учителя и директора, психологи и даже бухгалтеры школ родительскую инициативу бурно поддержали. Все сошлись во мнении, что часы, отведенные на физподготовку, действительно можно сократить. Более того, педагоги даже предложили упразднить в старших классах технологию, НВП, объединив последний предмет с физкультурой, а также самопознание.
– Понимаете, самопознание учит любить, понимать других людей, познавать свои возможности, у предмета миссия нравственно-духовного обогащения. Но в обновленном содержании образования изучение общечеловеческих ценностей и так внедрено во всех предметах: даже на уроках физики и математики мы говорим о гуманизме, в групповых работах детей делаем упор на уважение, понимание друг друга. Поэтому этот предмет, я считаю, можно убрать в 10–11-х классах, потому что он и так ведется с первого и до последнего звонка, – поделилась своим мнением директор школы-гимназии № 67 Гульжанат Абдраманова.
Учительского одобрения не получили только поправки, касающиеся казахского языка и литературы, русской литературы, а также истории Казахстана.
– В целом я поддерживаю родителей, но считаю предложение сократить казахский язык и литературу в русских школах неправильным. Это очень мало для государственного языка. Английский язык мы изучаем по три часа в неделю, получается, мы хотим изучение государственного языка довести до уровня иностранного языка, так что ли? Конечно, прошло то время, когда мы не могли научить и паре казахских слов в русских школах за пять часов в неделю, поэтому, как филолог, я предлагаю сократить казахский язык и литературу до четырех часов в неделю, – высказался замдиректора по учебной работе школы-лицея № 76 Ернур Омарханов.
– То, что вы сократили русскую литературу, – мне очень жалко, сегодня хотя бы на уроках дети читают классику. И нельзя сокращать историю Казахстана, потому что это все-таки региональный компонент, его нужно дотошно изучать, все-таки мы живем в Казахстане, – выразилась замдиректора школы-гимназии № 69 Айнаш Абсадыкова.
Преподаватели казахских школ вслед за русскими школами подхватили идею разгрузки учащихся. Для своих классов они предложили объединить в один предмет «Человек, общество, право» с историей Казахстана, а также русский язык с русской литературой, тем самым выкроив несколько часов для детей и учителей. Некоторые предложили оптимизировать русский язык и в русских школах.
– Как преподаватель русского языка хочу сказать: зачем нам в 11-м классе два часа русского языка? Ведь базовая программа уже пройдена с 1-го по 9-й классы! Давайте возьмем какие-нибудь трудные случаи из орфографии, пунктуации, синтаксиса и оставим на это один час! При этом на литературу нужно два часа, чтобы готовиться к эссе для государственной итоговой аттестации. Согласитесь, языковая среда в русской школе присутствует в других предметах! – призвала коллег педагог Марина Гришина.
В заключение свой вердикт вынесла школьный психолог, высоко оценив усилия родителей по разгрузке ученического расписания.
– С предложенным родителями планом по оптимизации определенных предметов я по большей части согласна. Думаю, что программа и успеваемость детей не пострадают от того, что уберутся эти предметы. Зато здоровье у детей сохранится. И хотя бы лишние час-два выкроятся на свободное время, досуг, который хотят, но не имеют многие школьники. Потому что не должна быть вся жизнь сосредоточена только на школе, на учебе! Нужно помнить, что детство – это самое золотое время! И не хочется, чтобы дети, когда вырастут, вспоминали свое детство как что-то ужасное, где с утра до вечера нужно было только сидеть и учиться, – заметила психолог школы-гимназии № 31 Юлия Фролова.
Заручившись поддержкой педагогического сообщества, родители в тот же день направили официальное письмо со своей редакцией сокращенного учебного плана в Министерство образования и науки.