О текущем состоянии автомобильных дорог республики и реализации автодорожных проектов программы «Нұрлы жол» журналистам рассказал председатель комитета Амангельды Беков.
По его словам, с начала выполнения госпрограммы в 2015–2016 годах строительством и реконструкцией было охвачено 2 тыс. км автотрасс 1-й и 2-й технических категорий. Полностью завершено строительство международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, участков Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Кокшетау – Петропавловск.
В этих и других проектах были задействованы около 75 тыс. человек, а доля материалов отечественных производителей составила 93%. В итоге протяженность автострад с нагрузкой на ось до 13 тонн доведена до 7,5 тыс. км, а доля автодорог 1-й и 2-й технических категорий (в хорошем и удовлетворительном состоянии) составила 85%, сообщил журналистам глава отраслевого комитета.
Также было отмечено, что в текущем году в рамках госпрограммы продолжены строительные работы на проектах Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Актобе – Атырау, Капшагай – Талдыкорган, Астана – Петропавловск и Уральск – Каменка общей протяженностью 1,2 тыс. км.
Начато исполнение новых проектов: Кандыагаш – Макат, Жетыбай – Жанаозен, Курты – Бурылбайтал, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Калбатау – Майкапшагай, Ушарал – Достык, Бейнеу – Акжигит, Таскескен – Бахты, Осиновский перевал и Щучинск – Зеренда протяженностью 2,5 тыс. км.
До конца года планируется заключить договоры и начать подготовительные работы по проектам Актобе – Кандыагаш, Атырау – Астрахань, Узынагаш – Отар, юго-западный обход Астаны, а также Костанай – Денисовка. За счет данных проектов будет создано еще примерно 9 тыс. рабочих мест.
По итогам года также планируется завершить 600 км автодорог, включая реконструкцию трасс Бейнеу – Актау и Алматы – Талдыкорган. Кроме того, ведется строительство пограничного перехода «Нұр жолы» на границе с КНР, который будет завершен в марте 2018 года. Продолжается оснащение ряда дорожных участков системами взимания платы, в том числе на маршрутах Астана – Темиртау (132 км) и Алматы – Капшагай (42 км) общей протяженностью 174 км.
Как сообщил управляющий директор по развитию бизнеса АО «НК «Казавтожол» Рустам Исаев, до конца года планируется запустить эти системы в опытную эксплуатацию. По его словам, начато проектирование систем взимания платы на автодорогах республиканского значения общей протяженностью в 5 тыс. км. В частности, это международный коридор Западная Европа – Западный Китай, маршруты от Щучинска до Петропавловска и границы с РФ (на Курган), от Астаны до Костаная и границы с РФ (на Троицк), от Астаны до Павлодара и многие другие участки.
Планируется начать строительство системы взимания оплаты на участке Алматы – Хоргос протяженностью 304 км. Было отмечено, что МИР РК при сотрудничестве с Всемирным банком привлечен международный консультант, являющийся экспертом в области методологии формирования ставок платы за проезд с учетом экономических, социальных факторов, экологических выбросов автотранспорта и других параметров. По данному вопросу предстоят общественные слушания. На брифинге озвучена информация о ходе работ по подготовке автомобильных дорог республиканского значения к предстоящей зиме. Заместитель генерального директора ТОО «Казахавтодор» Бауыржан Серикбаев отметил, что подготовка к работе в зимних условиях начата заблаговременно, вся имеющаяся дорожная техника, производственные комплексы находятся в полной готовности, проведены работы по установке временных дорожных знаков, заготовке угля и т. д. Совместно с ЧС проводятся учения, чтобы морозы и снегопады никого не застали врасплох.