Послание Президента Казахстана – системный и стратегический документ, в котором отражены основные направления развития страны на ближайшее время. Каждый казахстанец, несомненно, хочет услышать в словах Главы государства подтверждение своих ожиданий. И мои ожидания грядущих перемен оправдываются. Осмыслен еще один отрезок пути нашей страны. Нурсултан Абишевич Назарбаев дал реальную оценку состояния дел и направил власти на решение самых актуальных вопросов. Новая экономическая политика «Нұрлы жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы и произведет мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики, сказал Президент.
Деятельность железнодорожного транспорта самым непосредственным образом может влиять на решение поставленных задач. Не будет преувеличением сказать, что за все годы существования отечественного железнодорожного транспорта он был источником значительных успехов в жизни казахстанского общества. Определяя этапы развития транспортно-логистической инфраструктуры, Глава государства дал четкое и очень ясное определение понятию дорог: «В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца – артерии».
Развитие железнодорожного транспорта – это вклад не только в прогресс страны и общества, но и ответ на нынешние и грядущие вызовы. КазАТК, являясь лидером развития транспортной науки в стране, вносит весомый вклад в поддержку политики, проводимой Главой государства. Академия принимает участие в работе над несколькими десятками научно-исследовательских проектов по транспортному направлению на общую сумму 1,3 млрд. тенге. В настоящее время профессорско-преподавательским составом академии разработано 20 национальных стандартов РК по железнодорожному транспорту и 8 межгосударственных стандартов. В том числе к составам Talgo и рельсам длиной 120 м, которые были включены в перечень стандартов доказательной базы к техническим регламентам ТС 001 и 002.
Кроме того, КазАТК ведет активную работу по созданию испытательных лабораторий для покрытия показателей технических регламентов Таможенного союза. Речь о таких лабораториях, как испытания пути и искусственных сооружений, динамико-прочностные испытания подвижного состава и тягово-энергетические, стационарные, поездные тормозные испытания подвижного состава. Здесь очень важно отметить то, что создание собственной испытательной базы в отрасли позволит не просто сэкономить денежные средства государства, но и принять непосредственное участие в развитии транспортно-логистической инфраструктуры страны.
Свой весомый вклад в развитие современных железных дорог вносят и студенты академии. В нынешнем году три студенческих строительных отряда КазАТК приняли участие в масштабной стройке железнодорожной линии Жезказган – Шалхар – Бейнеу, что, несомненно, позволило им приобрести практический опыт. Этот опыт будет взят студентами на вооружение при создании железнодорожной линии Боржакты – Ерсай, о которой говорил Глава государства.
Все эти достижения стали возможными благодаря вступлению академии в 2013 году в состав Национальной компании «Қазақстан темір жолы». Это событие стало началом нового этапа развития академии. Перед нами поставлены новые стратегические задачи, основными из которых являются повышение качества образования и подготовка высококвалифицированных кадров для транспортно-логистического комплекса на уровне мировых стандартов. Академия активно реализует отраслевую модель подготовки кадров. Так, с 2014/;2015 учебного года мы начали целевую подготовку кадров для ТОО «Қамқор Менеджмент». Организованы три группы по направлениям: техническое обслуживание и ремонт локомотивов; техническое обслуживание вагонов; ремонт железнодорожного пути. Академия осуществляет подготовку бакалавров по специально разработанным и согласованным с заказчиком образовательным программам для компаний «Қамқор Локомотив», «Қамқор Вагон», «Теміржол жөндеу».
Для улучшения материально-технической базы КазАТК партнеры ҚТЖ – компании General Electric и Alstom – намерены передать академии специализированное оборудование на безвозмездной основе. К концу текущего года планируется аккредитовать 6 испытательных лабораторий. Есть намерение создать инжиниринговый центр КазАТК. На его базе планируется открыть испытательные лаборатории для железнодорожной продукции и центра стандартизации на железнодорожном транспорте.
ҚТЖ передал академии заказ на подготовку и переподготовку кадров для транспортно-логистических предприятий. Немаловажную роль играет и тот факт, что в учебный процесс привлекаются сами работодатели. Так, в 2013/;2014 учебном году топ-менеджерами и ведущими специалистами ҚТЖ прочитаны более 60 лекций, проведены совместные «круглые столы» по актуальным вопросам развития транспорта и логистики. В целом проводимая компанией «Қазақстан темір жолы» политика развития кадрового ресурса – стратегический ответ на глобальные вызовы современности. Ведь в условиях усиления глобальной конкуренции ключевую роль играет способность нахождения нестандартных решений по повышению конкурентоспособности.
В предложенной Президентом страны масштабной программе развития «Нұрлы жол» сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее время. Сегодня основные усилия власти направлены именно на те сферы, которые определяют качество жизни граждан. И те задачи, которые ставит в Послании Президент, совпадают с нашими действиями и нашими планами на будущее.