Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
3 октября Сергея Александровича вспоминали в связи с его 120-летием. Он ушел из жизни в тридцать, 90 лет назад, обретя славу и "самого русского поэта", и поэта-хулигана, который "розу белую с черною жабой хотел на земле повенчать". В биографии Есенина странных и скандальных фактов с избытком как для эпатажного Серебряного века, излет которого он застал, так и для революционной эпохи, окончательно смешавшей карты его (и не только) судьбы.
Невиданная популярность при жизни – и годы запрета. Сергей Есенин – образцово трагический поэт. Жил, не жалея себя, растрачивая силы, деньги, талант, стараясь найти себя и споря с собой.
Родился в простой семье в селе Константиново, учился в церковно-приходской учительской школе, работал в мясной лавке, в типографии. О его сочинениях первым благосклонно отозвался сам Александр Блок, отметивший в 1915-м в дневнике: "Днем у меня рязанский парень со стихами… 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные". В 1916-м Есенин – санитар Царскосельского военно-санитарного поезда, тогда же выходит первый сборник стихов, затем новокрестьянский поэт становится имажинистом, а незадолго до смерти признается: "В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину" ("О Александр! Ты был повеса, /; Как я сегодня хулиган").
А какие женщины любили Сергея Есенина! (Это важная составляющая характеристики поэта). Только жен – три: красавица-актриса Зинаида Райх, всемирно известная танцовщица Айседора Дункан, Софья Толстая – внучка великого русского писателя. Не забудем про самоубийство (или убийство) в гостинице "Англетер", последнее стихотворение, написанное кровью, покончившую с собой на могиле поэта Галину Бениславскую…
…В середине 80-х накануне Рождества мы с подругой, старшеклассницы, оказались в Москве на Ваганьковском кладбище. К могиле Есенина вела дорожка из десятков зажженных свечей. Их огоньки в надвигающихся сумерках, да и сами свечи в то время, и охапки живых цветов на снегу потрясли нас. Это было неожиданно, странно, грустно, жутко, торжественно и очень красиво.
Стихи прочесть не рискнули, но почему-то вспомнили, какой разный Есенин на фотопортретах, которые массово выпускались и были во многих домах. То в косоворотке, рядом с березкой, а то – в строгом костюме, часто с курительной трубкой. "В детстве думала, что это – королевич Елисей, – поделилась подруга. – А сосед, Есенин у них с трубкой, считал, что это англичанин, чуть ли не Байрон, потому что "как денди лондонский одет…"
Кстати, Борис Пастернак увидел "сказочность" Есенина: "Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан. Он и стихи свои писал сказочными способами, то, как из карт, раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их кровью сердца".
Волшебно просто рассказал Есенин о наступлении зимы: "Белая береза /; Под моим окном /; Принакрылась снегом, /; Точно серебром" – и его березка с нами с раннего детства. А кто в юности не "примерял" на себя есенинскую тоску по ушедшим годам: "Не жалею, не зову, не плачу, /; Все пройдет, как с белых яблонь дым. /; Увяданья золотом охваченный, /; Я не буду больше молодым".
"Песнь о собаке" видный художник русского авангарда Юрий Анненков ставил "в ближайшем соседстве" с "Шинелью" Гоголя. До дрожи пробирают метафоры "Лисицы", "Корова" – жесткая, четкая, трагедийная. Хорош жеребенок, "милый, милый, смешной дуралей", который пытается догнать мчащийся поезд, и знаменитый Джим, что "по-собачьи дьявольски красив"… А "Шаганэ ты моя, Шаганэ"? А "Письмо матери" – "Ты жива еще, моя старушка?", "Клен ты мой опавший", "Руки милой – пара лебедей", "До свиданья, друг мой, до свиданья", "Пугачев", "Анна Снегина" – и это только хрестоматийные (или бывшие таковыми) произведения.
"Лицом к лицу /; Лица не увидать. /; Большое видится на расстоянье" – провидчески сказал Сергей Есенин о времени, об оценке событий – и, получается, о себе самом. Он и сегодня кажется своим, близким, эдаким рубахой-парнем (иначе – "поэт распахнутой настежь души") – и остается непонятым. Это привлекает. На его стихи написаны и пишутся песни, о нем спорят, снимают фильмы, ставят спектакли, разгадывают его тайны и создают новые. Не забронзовевший классик с узнаваемым голосом, которого помнят и любят. Наверное, поэт был бы доволен.
Все колонки автора