фото с сайта istory.kz
Кульзаде надо было скорее идти на встречу, точнее, на осмотр квартиры, которую она намеревалась покупать или обменять в микрорайоне «Орбита». Нет, Кульзада не приезжая, она алматинка, и у нее была своя квартира в доме немного ниже улицы Толе би, в советские годы носившей название Комсомольской. Но дело в том, что Кульзаду категорически перестал устраивать ее район. Особенно после того, как она однажды решила с верхних районов посмотреть, насколько плотно смог может окутывать ее улицу. В тот безветренный день, словно серый туман лежал внизу.
В студенческие годы я легко относилась к этой проблеме. Мои уговоры не обращать внимания на такую «мелочь», возможно, поэтому, не имели успеха. «Наша улица всегда загружена, и никакой ветер не справится с автомобильными выхлопами!», – утверждала Кульзада. Мы с ней, наивные, в то время и предположить не могли, насколько действительно загруженными могут быть улицы. Как это стало происходить в 90-е годы, особенно до строительства развязок, когда в часы пик две-три остановки можно было преодолевать часами. Кульзада переехала-таки в «Орбиту». И в часы пик вздыхает о Комсомольской улице, где она жила в центре – на пересечении с улицей Мира, ныне Желтоксан. Тем более, что и «Орбита» сегодня перегружена авто.
Эта история с квартирой и смогом вспомнилась во время презентации сайта о состоянии воздуха в Алматы – нового проекта фонда Common Sense. Его руководитель Асия Тулесова рассказывала, что они запустили мобильное приложение Almaty Urban Air, на котором отражаются замеры загрязнения воздуха в нашем городе. И им стало понятно, что проблема смога волнует многих. Поэтому на сайте они поместили различные рубрики, где можно ознакомиться с мониторингом воздуха, увидеть карту наблюдений, узнать, что такое нормы и показатели качества воздуха, и другое.
После запуска мобильного приложения к ним поступило много положительных отзывов от горожан. А число скачиваний приложения достигло более десяти тысяч. Понятно, что в их числе и Кульзада. Рьяно болеющая за экологию, однако она и в голову не берет, что может внести свой вклад в чистоту, отказавшись от просторного джипа, на котором разъезжает одна. «Это не решит проблемы», – говорит она в ответ.
Власти сегодня делают многое, чтобы помочь автовладельцам перевести свой транспорт на газ. Поскольку использование метана позволяет в пять раз снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Еще, как говорят, использование газа при незначительных изменениях конструкции автомобиля позволяет его из категории даже Евро-3 вывести сразу на уровень Евро-6!
Тем не менее, автолюбители, а среди них много, подобно Кульзаде болеющих за экологию, и которые как раз являются ее главными загрязнителями, не спешат за голубым топливом. Хотя давно известно, что за качество городской среды отвечают не только власти, но и горожане. Остается надеяться, что экологические проблемы могут сдвинуться, когда бензин реально станет дорогим, как, к примеру, в Южной Корее или Турции. Пока же проблема дороговизны бензина в Казахстане, выходит, не так остра?..
Все колонки автора