Википедия доступна почти на 300 языках. Каждый языковой раздел самостоятелен, и одинаковые статьи в разных разделах могут не совпадать, многая информация доступна только на одном языке. Кстати, раздел на казахском языке открылся в 2002 году. На 12 января 2016-го, по данным Википедии, в нем 213 982 статьи, по их количеству данный раздел среди всех других занимает 32-е место, по посещаемости – 41-е (около 7 900 в час).
В Википедии удобная система ссылок, информация постоянно обновляется, на нее уже ссылаются в научных исследованиях, но она, конечно, не совершенна. Тут и неточности, и субъективизм… Пожалуй, лидирует Википедия и как источник текстов, которым суждено стать плагиатом. Хотя использовать их теперь вроде как и не считается зазорным. Кто тот автор, собственно, и откуда он сам взял информацию?! Есть и другие вопросы. Например, какие статьи должны быть обязательно в каждом разделе? Надо ли осуществлять переводы, чтобы увеличить глобальность проекта? Кто контролирует качество информации и, вообще, кто там самый-самый главный? Впрочем, задают их нечасто. Речь-то идет все-таки не об академическом издании. В Википедию «забегают» за общими сведениями, находящимися вне сферы профессиональной деятельности пользователя, это познавательное, может быть досуговое, чтение.
Стать автором (редактором) Википедии потенциально может любой, и это один из принципов ресурса: «Познания каждого человека становятся достоянием человечества». Но вот какими познаниями может поделиться каждый из нас? Ну, если вдруг захочется…
Давно ли приходилось слышать такую характеристику, как «человек энциклопедических знаний»? Таких людей всегда встречалось немного, но они были, и еще в наше время… Википедические знания – другие, формирующие уровень так называемой банальной эрудиции. Наверное, отсюда наша любовь к сложным, не всегда уместным жанрам и формам работы (например, реферат или эссе в начальной школе, бесконечные конференции, «круглые столы»), толерантное отношение к копипасту, хотя это – уже другая история.
Нельзя не заметить, что меняется отношение к знаниям, к способам их получения и «хранения», модифицируются познавательные способности и потребности. Мы нацелены на оперативный поиск нужной информации. Раньше бы за ней пришлось идти в библиотеку, искать книгу (а то и не одну) в каталоге, прочитывать в поисках необходимого много «ненужного», делать конспект или ксерокопии. Сейчас нам в помощь дан Гугл и его соратники, и Википедия в их числе. Удобно, компактно, экономично в плане времени.
Но «те» знания оставались с тобой надолго, прочитанное в книге старались запомнить хотя бы для того, чтобы снова не повторять весь «путь» познания. Сейчас, кажется, и знаем столько всего и обо всем, но «эти» знания фрагментарны, легко даются и, увы, также легко забываются. Буквально выветриваются, а с полок и письменных столов неостановимо исчезают энциклопедии, справочники, словари. Мы, наверное, вправду ветрены. Ведь попав в ту же Википедию, далеко не всегда дочитываем статью до конца. Зато стремительно просветившись, облегченно восклицаем: «И как раньше жили-то без Интернета?!»
Человеку свойственна любознательность. Однако фаст-фуд для ума, скорее, вреден, как и для желудка. В заключение же информация полезная. Есть проверенные данные, что привычка к чтению книг поможет в старости. У того, кто читал (и писал) с детства и не утратил эту привычку в пожилом возрасте, угасание мыслительной активности идет значительно медленнее, порой на треть. Да, а в 2014-м в польском городе Слубице открыт первый в мире памятник Википедии. Ее логотип – глобус, составленный из пазлов, – держат на руках двое мужчин и две женщины, стоящие на стопках книг…
Все колонки автора