Сегодня особенный день календаря – пятница, тринадцатое... Бытует поверье, что в этот день якобы оживает вся нечисть. Овеянное мистикой совпадение «несчастливого» числа и дня недели стало популярной страшилкой особенно после выхода одноименного американского фильма. Напуганных оказалось так много, что ученые даже придумали труднопроизносимое название для боязни пятницы, тринадцатого – параскавидекатриафобия. Впрочем, не будем вдаваться в мистические подробности, поговорим о том, как мы чтим память о давно ушедших людях.
Как рассказывал мне известный алматинский краевед Владимир Проскурин (сейчас он живет в Германии), когда-то в городе было множество кладбищ. Судя по старинным топографическим съемкам, первое кладбище в Верном располагалось на правом берегу реки Малая Алматинка, на этом месте хоронили уважаемых людей. Скажем, здесь был погребен первостроитель Верного Елизар Воронин, а также сводный брат Абая Кунанбаева Халиулла Ускенбаев.
Кстати, его судьба в чем-то схожа с судьбой многих талантливых степняков, получивших образование в учебных заведениях России. Абаеведы считают, что Халиулла оказал значительное влияние на брата. В 1868 году корнет Ускенбаев, воспитанник Александровского училища, получил назначение в станицу Больше-Алматинскую для прохождения службы. Однако расстроенное климатом Петербурга здоровье «степного царевича» становилось с каждым днем все хуже. В результате он умер совсем молодым от чахотки.
К сожалению, метрические книги в Верном были заведены лишь в 60-е годы XIX века, да и многие документы были позже утеряны, поэтому трудно представить весь синодик старого города.
Сейчас, наверное, мало кто знает, что одно из красивейших мест Алматы – парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, в центре которого размещается знаменитый кафедральный Вознесенский собор, когда-то, с середины и до конца XIX столетия, было большим кладбищем. На этом погосте размещались тысячи могил.
«Само кладбище было разделено как бы на две части, – рассказывал Владимир Проскурин, – на одной, со стороны улицы Карла Маркса (ныне Д. Кунаева), производились основные захоронения, а на другой, восточной, располагались дом и подворья епископа. И все это называлось Гефсиманским садом, как в библейской легенде». После революции большевики кладбище уничтожили, могилы сровняли, и на его месте разбили парк.
Крупное кладбище находилось также в районе нынешнего железнодорожного вокзала Алматы-2. Кстати, к строительству вокзала был причастен первый казахский инженер железнодорожного транспорта Мухамеджан Тынышбаев. Так вот, он предлагал не трогать это кладбище с тысячами могил, а строить вокзал несколько в стороне, вынеся его за пределы города.
Но власти Тынышбаева лишь выслушали, и не больше, а поступили по-своему, по-большевистски радикально: просто-напросто срыли все могилы. А на этом месте построили вокзал и проложили дорогу – это бывший проспект Коммунистический, а ныне Абылай-хана. Надо сказать, что и вся бывшая улица Ташкентская (сейчас проспект Райымбека) построена также в полном смысле этого слова на костях.
В нижней части города, на месте бывшего завода имени Кирова, примерно в то же время было крупное военное кладбище, где были похоронены многие известные люди, в том числе герои революции. В начале войны, когда в Алма-Ату из Симферополя эвакуировали судоремонтный завод, было принято решение разместить его почему-то именно здесь. И кладбище пустили под бульдозер! Как рассказывали Владимиру Проскурину очевидцы, когда строился завод, работяги развлекались тем, что на автомобильные фары нацепляли человеческие черепа (благо их было в изобилии) и пугали местных жителей. Как тут не вспомнить старину Шекспира: «Пред кем весь мир лежал в пыли, торчит затычкою в щели»...
За годы советской власти в Алматы в общей сложности было уничтожено свыше 30 больших и малых кладбищ. Именно уничтожено. Можно сказать, что стерлась наша память о прошлом, прервалась связь времен, связь поколений. А ведь истоки нравственности начинаются и с уважения «к отеческим гробам».
Все колонки автора