С одной стороны, это, казалось бы, благие намерения: для школы – чем больше отличников, тем выше отчетные показатели, для родителей – примерный ребенок тешит самолюбие, есть чем похвастаться в коллективе. Что же касается самого маленького отличника, то здесь не все так просто. Если мальчик или девочка действительно талантливы и если учеба входит в сферу их собственных интересов, в таком случае, как говорится, флаг им в руки.
Но если ребенка начинают «прессовать», любыми путями добиваясь от него отличных показателей, это может привести даже к заболеванию, которое психологи называют «синдромом отличника». Такой ученик во что бы то ни стало стремится во всем быть первым и на этом первенстве зацикливается, меняясь в худшую сторону, – начинает скрывать от родителей плохие отметки, ревниво относиться к успехам одноклассников, радуясь, когда те терпят неудачу. При этом свои неудачи ему кажутся катастрофами, которые он переживает очень болезненно.
И что поразительно, формированию подобного синдрома способствуют сами родители, причем из лучших побуждений, – они искренне хотят, чтобы их ребенок был успешным, стремясь воплотить в нем то, чего не удалось самим. Слишком ретивые папы и мамы используют для этого «запрещенные» приемы: наказывают за плохие, по их мнению, отметки, лишая ребенка каких-то детских радостей, ограничивают его свободу. Либо вбивают в детские головы, что плохая учеба неизбежно приведет и к неудачам во взрослой жизни.
В результате маленький лидер действительно начинает бояться получать оценки ниже пятерки. Подобное воспитание, ориентированное на завышенные результаты, формирует и стиль поведения, с которым, повзрослев, подросток входит во взрослую жизнь, полагая, что успешным можно быть только в том случае, если все делать лучше других, и не потому, что это ему нравится, а потому, что «так надо», его так запрограммировали.
Вы спросите: что в этом плохого? Да в общем-то ничего, за исключением того, что рано или поздно такой человек оказывается у определенной черты, когда вдруг осознает, что, пока он боролся за первенство, жизнь со всеми ее радостями прошла мимо. Тем более что далеко не все школьные отличники оказываются успешными людьми. Потратив много сил на воплощение родительских идеалов, повзрослев, они вдруг обнаруживают, что им самим эти идеалы совсем не нужны.
И еще один немаловажный момент – из людей, страдающих синдромом отличника, редко получаются хорошие руководители, потому что они всех начинают подгонять под себя. Отпуск, личная жизнь, свободное время – шеф-отличник существует вне этих понятий. Того же самого он требует от своих подчиненных, потому что свято верит, что именно так должны поступать все остальные.
Поэтому самое лучшее – объективно оценивать других людей, не требуя от них невозможного. Особенно это важно в школьном возрасте, когда формируется характер. Поэтому, если сын или дочка принесли двойку по математике, не спешите их наказывать – может, в вашей семье подрастает гуманитарий, который когда-нибудь приятно вас удивит. Позвольте ребенку оставаться ребенком – заниматься тем, чем ему нравится, оставьте ему право на ошибку, право быть любимым не за пятерки и иные достижения, а за то, что он просто есть. Принимайте участие в его детской жизни – вместе играйте, даже дурачьтесь, вместе отправляйтесь в путешествие, купите собаку, если ему этого очень хочется. В общем, откройте дверь в мир, где бы он был счастлив.
Вспомните, как поется в детской песенке: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
Все колонки автора