Выходные заканчиваются, а послевкусие остается. Чаще солнечное. И прогулки хочется продлить. И пусть не в лесу, а по городским улицам теплым вечером. В такие минуты хорошо думается. И прежде всего о том, что ты упускаешь что-то очень важное и не делаешь нужного. Томительное это чувство. Тревожное. Иду себе, размышляю, и вдруг меня останавливает мимо идущая женщина: «Сестра, мне на левый берег нужно. На каком автобусе ехать?»
«Сестра…» Как-то очень тепло и солнечно стало от этого слова. Ведь мы с незнакомкой были разных национальностей, а она обратилась ко мне, как к родной. О том, что все люди – братья и сестры, говорит не только Писание, но и генетики, раскопавшие хромосомный набор первой супружеской пары. Уверена, что вы знаете их имена. А я вот имени у обратившейся ко мне женщины не спросила, хотя вспоминаю ее до сих пор. Она подарила мне не только хорошее настроение, но и неожиданные мысли. О родственниках…
Кстати, подумалось мне, пожилая женщина – это ведь не «старуха» и не «мадам». Бабушка! Вслушайтесь! Каким теплом веет от этого слова. Им называют не только мать отца или мамы, но и любую незнакомую пожилую женщину. А еще в поле нашего зрения попадают дяди и тети. Так мы, бывает, обращаемся не только к родственникам, но и к незнакомым взрослым людям.
Братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди, тети… Вот мир, в котором мы комфортно пребываем, как в собственном доме. Особенно, если вспомнить, что по Хайдеггеру «язык – это дом бытия».
Мы живем в языке. Через него осмысливаем мир. И наш дом бытия продолжает напоминать нам, что мы – семья. Всемирная семья. Стоит вдуматься в то, что и как мы говорим, и можно найти подлинный клад. Клад корневых смыслов. Проблемы начинаются тогда, когда один человек начинает пренебрегать интересами других. Согласитесь, есть некая правда в словах «не ваше дело» и «я так хочу». Пусть даже некая часть ее. Нельзя ведь жить в сплошной муштре и однообразии. Однако…
Например, я не против музыки. Но не выношу, когда ее включают на полную громкость в час ночи. Моей и твоей свободе нужны ограничители. Ты хочешь курить? На здоровье, как бы смешно это не звучало. Но куря, ты не должен закапывать бычки в пляжный песок и стрелять ими из окна машины. Курить в закрытом помещении рядом с некурящими тоже не стоит. Чуть продолжишь этот ряд ограничений и получишь узду на все свои заманчивые «хочу».
Иногда мне вообще кажется, что нет таких частных дел, которые бы не имели общественного резонанса. Непотушенные костры, загаженные после пикников поляны, громкая музыка за полночь, бытовая грязь и хамство прикрываются издевательской фразой «я так хочу» или «какое ваше дело?». Найдутся ведь и концептуальные «мыслители», рассуждающие о кошмаре запретов и радостях личной свободы. Но окружающим не все равно, едете ли вы в автобусе с огромным чемоданом, который загораживает проход, или ведром краски. И мы вправе не восхищаться вашим видом, если он выходит за рамки здравого смысла. Здесь мое «я хочу» должно раствориться в общепринятых «нельзя», «некрасиво», «стыдно».
Жизнь бывает часто несносной именно от того, что не каждый из нас озабочен подавлением своего мелкого своеволия ради того, кто рядом. Брата и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки… Мамы и папы. Мы ставим дорожные знаки, предупреждающие об опасном повороте, о ремонтных работах. Это не кажется нам странным. Считается естественным и необходимым. Но такие же жизненные «знаки» нужны и когда речь идет о ближнем. И главное правило здесь – думать о других, а не только о себе. Каждый из нас не один на земле живет. Вот квинтэссенция писаных и неписаных правил. И поразмышлять об этом совсем не лишне. Ведь мысль – не безделица. Она мирами движет.
Все колонки автора