Все просто: страна намерена брать с гостя плату за ночевку. И это хорошо, считают инициаторы. Но скажите: где эти замечательные люди, желающие прибыть в наши степи, необустроенные и невыносимо красивые два-три теплых месяца в году?
Где группы японцев, увешанных фото- и видеокамерами? Где организованные китайцы с флажками на малахаях, без которых нашей зимой нельзя? Где американцы, любящие экзотику и «Макдональдс»? Отчего не слышен многоязычный гомон на улицах столицы, на Каспии, по какой причине на радоновые источники в ВКО не спешат немощные из Европы, а в благословенный минеральной водой Сарыагаш – язвенники из Кореи?
Где турист, спрошу я? Тот, который приедет на две, как минимум, недели? А за меньшее количество единиц «день-ночь» bed tax брать совестно. К тому же в лучших природных уголках у нас ночевать негде. Что ж, когда турист едет за экзотикой, то мы ему юрту обеспечить можем, как и удобства за горкой. Но тут на него – бац! – сваливается налог за ночевку! Гони 3% сверх уплаченного от проживания! Все так в мире делают, бюджет пополняют, и старушка Европа, и ОАЭ, и Грузия вот оцивилизовалась в налоговом смысле. И нам надо.
Сумма, что получится из платы «за ночевку», на продвижение туризма пойдет. Слышишь, турист? Чтобы ты въехал к нам, наконец! А мы уже знаем, по какой дороге тебя растрясти (мы ведь проложили удобные турмаршруты, легендировали их и сформировали инфраструктуру, да?) и какой налог с тебя взять.
Но в Казахстане практически нет туризма въездного. Та статистика, какую ведомства приводят за 2015 год, может, и верна арифметически, но для обоснования дополнительного налога корява. К нам едут из Узбекистана, по статистике – 2,3 млн человек за год. В миграционной карте пишут: «Цель – туризм». На деле это нелегальный рынок рабочих рук.
Лукавят чиновники от туризма, называя 1,6 млн россиян да 1,3 млн кыргызов, прибывших к нам в 2015 году, тоже туристами. Из Китая прибыли почти 230 тыс. человек, из Турции – чуть более 100 тыс. Германия обеспечила около 100 тыс. въехавших.
Где все эти люди останавливались? В каких отелях? Какой туроператор получил прибыли от этих потоков, кто уплатил немалые суммы в бюджет? Хочется такие данные увидеть в отчетах, а не новые предложения о создании специального агентства по маркетингу туризма и созданию бренда Казахстана.
Коли такие заявления звучат, то получается, мы до сих пор не определились с моделью развития туризма. Саморегулирующаяся нам не подходит, о чем ярко заявил крах ряда турагентств и операторов, случившийся пару-тройку лет назад. Во второй модели, когда вопросы туризма решаются на уровне комитетов и департаментов, мы живем сейчас. И есть еще третья модель, когда создан сильный руководящий орган, создающий управляющие компании и так далее. Кстати, Турция, которая для нас – удобное и доступное турнаправление, живет под строгим надзором госоргана, взяв когда-то за приоритет туриста и его финансовые возможности.
Курирующие сферу туризма чиновники говорят: для нас «очень важно принять модель». В ней, говорят, смысл. А видится весь смысл в новом налоге. Это проще.
Все колонки автора