Итоги эксперимента. Часть 3. Образец для подражания

592
Олжас Худайбергенов
Изначально у меня был сильный скепсис и даже негатив, но это объясняется личными мотивами, но когда ты берешься за работу, необходимо убирать личное, чтобы оно не влияло на рабочие процессы. И поэтому по итогам анализа я склонен признать, что этот банк не совершил ни одной ошибки. Впрочем, судите сами.

Я зашел в банк, поздоровался с сотрудниками, которые начали процесс заполнения заявки на получение кредита. У меня попросили два контактных лица, которые не должны проживать вместе со мной, а также сообщили все условия займа. Заполнение заявки заняло около 20 минут, после чего сказали, что могу ехать домой и подождать 3 дня (плюс № 1 – за это время заемщик может снова подумать, передумать брать кредит). В течение 3 дней обещали сделать проверку – проверялась моя кредитная история.

Позвонили через два дня, сообщили, что я прошел проверку (плюс № 2 – никаких ненужных вопросов по телефону не было), и попросили подойти на следующий день. На следующее утро я пришел в банк для оформления документов – подписали договор займа на 20 страницах и договор текущего банковского счета на 5 страницах (плюс № 3 – в них есть ссылки друг на друга и нет никаких ссылок на сторонние договоры). Потом для подписания договора меня направили к другому специалисту (плюс № 4 – взаимный контроль сотрудников на наличие ошибок) и после подписания – в кассу для получения денег. Когда я подходил к кассе, охранник указал, что свободна касса № 1, хотя мне это было не видно (плюс № 5 – во всех остальных банках охранники в основном никак не помогали клиентам, а в одном банке охранник даже спал на виду у всех). Вся процедура заняла 40 минут (плюс № 6 – это самое короткое время из всех банков по выдаче кредита, и оно обоснованно, так как проверка прошла).  

Удивили условия кредита – не было страховки (плюс № 7), комиссии за рассмотрение или организацию кредита (плюс № 8), комиссии за иные услуги, в том числе за услуги SMS-уведомления (плюс № 9), штрафа за досрочное погашение (плюс № 10 – кредит можно вернуть в любой момент), и проценты начисляются исключительно на сумму оставшегося долга (плюс № 11). Интересно то, что при отсутствии всех данных комиссий ГЭСВ по кредиту составила всего 24% (плюс № 12 – ниже ставок в других банках в 2–2,5 раза), при этом разница между номинальной и эффективной ставкой не превышает 2% (плюс № 13 – эффективная ставка в других банках выше номинальной на 15–25%).   Отдельно надо сказать по организации офиса – нет никаких очередей и талонов на очередь (плюс № 14), все операционные участки видны с любого угла, сотрудники разговаривают между собой вежливо и, если возникла внутренняя проблема, не выясняют отношения на виду у клиентов (плюс № 15). Естественно, сотрудники очень вежливы к клиентам и улыбчивы , улыбался даже тот охранник, который подсказал, какая касса свободна (плюс № 16 – в большинстве банков этой улыбки нет, наоборот, на лицах сотрудников недовольство, будто ему эта работа не нравится). Когда сотрудник заполнял заявку или когда через три дня оформлял документы, он не вставал, не уходил в другой кабинет (плюс № 17 – в одном банке сотрудница 4 раза уходила непонятно зачем, и у меня осталось впечатление, что она звонила начальству, так как ей попался специфичный клиент).  

Я просрочил кредит на 2,5 недели, и за это время (точнее на 6-й день просрочки) мне позвонили только один раз (плюс № 18), при этом вежливо спросили причину просрочки. Когда я ответил, что «забыл», сотрудник рассмеялся и начал выяснять, когда я смогу погасить, и, получив ответ, вежливо попрощался. Не было никаких других вопросов, каким способом я оплачу, или жесткой интонации в стиле «давайте мы с вами договоримся» (плюс № 19 – банк демонстрирует уважение к клиенту даже во время просрочки).  

Когда я пришел оплатить кредит, мне посчитали пеню за просроченный платеж и проценты за фактически использованный период – распечатали эти данные на отдельном документе (плюс № 20 – это не клочок непонятной бумаги) и направили к кассе, где оплатил всю сумму без комиссии за сам платеж (плюс № 21). Все это заняло всего 10 минут, и я поехал домой (плюс № 22). Для сравнения: в одном банке, чтобы погасить кредит полностью, меня направили в другое отделение, где был полный беспорядок, – я занял место в длинной очереди (всегда думал, что таким людям должен быть предоставлен особый сервис), и, наверное, прождал бы час, если бы не спросил, а что делают остальные 4 сотрудника, и тогда очередь быстро разошлась. Один из сотрудников не дал присесть к нему, так как он, видите ли, занимался особо важным делом – сканировал документ. Пришлось сесть к другому, который оказался более адекватен, – он попросил меня записать устно названную им сумму к погашению, после чего направил меня в кассу и попросил прийти к нему после оплаты, чтобы проверить, правильно ли начислена сумма. Мне опять пришлось занять очередь в кассу, постоять 30 минут, после чего опять занять очередь к сотруднику, постоять 10 минут, а за выпиской опять пришлось ехать в другое отделение. Думается, что причиной такой сложности и неэффективности является недоверие руководства к своим сотрудникам, и больше ничего.  

Но продолжим. До того как пойти в кассу, я попросил выписку, где должно быть показано все, что я получил и заплатил, с разбивкой суммы на основной долг, проценты и пеню – выписку пообещали дать завтра, так как система только в конце дня спишет долг, но бесплатно (плюс № 22). Также банк правильно отражал номинальную и эффективную ставки (плюс № 23) и, наконец, начислил пеню и вознаграждение согласно условиям договора (плюс № 24).  

А теперь самое интересное – название банка. Банком, который смог создать, на мой взгляд, лучшую на текущий момент модель потребительского кредитования, стал Банк RBK (я не буду говорить за весь банк или за другие участки бизнеса этого банка, но по данному участку я могу говорить уверенно). Скепсис и негатив к нему объяснялись личным отношением к человеку, который является финансовым консультантом банка. Но думаю, что он заслуживает справедливой оценки и уважения, если именно он выстроил эту модель. И может быть, действительно, надо было в прошлом совершить большое количество ошибок, чтобы понять их долгосрочные последствия и в будущем сделать все правильно. Этот человек писал недавно: "Нельзя брать кредит за 15 минут. Я нес эту карму и несу до сих пор. Я горжусь работой в Альянс банке и не стыжусь ее... Де-юре и с точки зрения финансов я все вел правильно, а с точки зрения морали – это седьмой круг ада. Только для выполнения плана навязывать кредит людям с процентами от 50% и выше, на мой взгляд, неправильно. Сегодня можно взять кредит за 15 минут, но куда торопиться? Мы хотим услышать спасибо на момент возвращения кредита, а не только на момент выдачи денег. Пусть человек пройдет 9 кругов бюрократического ада, и если он не передумает брать его, значит, ему действительно эти деньги нужны".

Что ж, будучи клиентом, который вернул кредит, я говорю спасибо! Спасибо за то, что он вместе с командой специалистов банка выстроил модель потребительского кредитования, которая демонстрирует уважение к человеку на каждом этапе, которая не создает проблему человеку, а, наоборот, помогает человеку вернуть, причем надо отметить, что весь «бюрократический ад» на самом деле выведен за пределы видимости клиентом, а клиенту остается лишь небольшая толика. Остается надеяться, что эта модель будет перенята другими банками.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Все колонки автора

Популярное

Все
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
В день смерти Нукеновой Бишимбаев переписывался с другими женщинами
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Говорили – спорт, подразумевали – деньги
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
Будут эксперименты – придут и достижения
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
О поддержке врачей и вейпах
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Предотвращено подтопление 2 000 жилых домов в 25 населенных пунктах Акмолинской области
Зеленое строительство - вызов времени, тренд или необходимость?
Глава Центризбиркома выступил в КазНУ в формате лидерской лекции
Дамба у села Канай в Бурлинском районе выдержала удар стихии в ЗКО
Требования к игорному бизнесу ужесточаются
Открыли ящик Пандоры
Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
Токаев поручил до зимы построить дома для пострадавших в Костанайской области
Причину смерти Нукеновой пытается поставить под сомнение защита Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Трагедия болью отзывается в наших сердцах – Ашимбаев о теракте в России
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Куда пропали стадионы и залы?
Открыли ящик Пандоры
Мы все преодолеем!
Не увидим звезд футбола?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]