В городском парке встретил давнюю знакомую. В знак приветствия она соединила кулак с открытой ладонью, совсем как в фильмах с участием актера, каскадера и кинорежиссера Джеки Чана. Как оказалось, моя знакомая давно занимается китайской дыхательной гимнастикой. Уже успела пройти мастер-класс у заезжего тренера из Шаолиньского монастыря и получила сертификат, позволяющий обучать других.
Такой же урок по китайской дыхательной гимнастике автор этих строк нежданно получил от мастера, приехавшего из самого Шаолиня. Показ мастеров боевого искусства из знаменитого китайского монастыря состоялся в рамках презентации провинции Хэнань в китайском павильоне на площадках Международной выставки EXPO 2017.
Невероятные способности монахов Шаолиня были многократно воспеты кинематографом. Тем не менее то, что вытворяли на сцене китайские подростки, вызывало и восхищение, и зависть. Пожалуй, вид присутствовавших в презентационном зале очень напоминал реакцию монахов, впервые попавших на урок родоначальника боевых искусств Шаолиня индийского монаха Бодхидхармы. Как гласит легенда, это он придумал первичные комплексы упражнений для обитателей местного храма, развивающие силу и выносливость.
Прыгучесть, гибкость и ловкость китайских ребят поражали воображение. Спортсмены на сцене совершали прыжки и сальто, имитировали движения богомола или обезьяны. Ведь, согласно еще одной легенде, стили боевых искусств Шаолиня основаны на созерцаниях и наблюдениях монахов за повадками диких животных, обитавших в лесах, окружавших древний монастырь. Каждый фанат своего стиля скрупулезно объединял подсмотренные движения в комплексы упражнений, которые впоследствии стали неотъемлемой частью школы боевых искусств.
Но не только правильное дыхание и силовые упражнения были в арсенале гостей из Шаолиня. На сцене они демонстрировали и мастерское владение холодным оружием. Длинные цепи, мечи, палки так стремительно вращались в умелых руках, что больше походили на спортивную атрибутику. В шаолиньскую технику владения оружием входит широкий спектр приемов. Так, амплитуда движения китайского копья «цсян» приобретала характер, присущий шесту, переходя в хлестание и удары о деревянный настил сцены. «Год тренируй кулак, месяц – палку и очень долго – копье», – учили в старину мастера.
Длинная плеть в руках шаолиньского спортсмена тоже превратилась в грозное оружие, хлесткие удары бича порождали резкие щелчки. Не случайно в разные времена у многих народов кнут служил гибким ударным оружием. Вот и у наших предков культивировалось искусство боя камчой.
Военное воспитание молодого поколения было неотъемлемой частью кочевого быта казахов. Ведя походный образ жизни, наш предок никогда не расставался с оружием, и самым желанным подарком для мужчины были сабля или кинжал, особенно выполненные известным мастером.
Ну а камча была не только произведением искусства, но и неотъемлемым аксессуаром и джигита, и девушки. Она превращалась в грозное оружие, если в плеть вставляли металлический стержень. Трудно представить нашего предка без лошади и камчи, но спешившийся кочевник держал камчу, сложив ее вдвое, в противном случае это был знак враждебности.
Разные виды единоборств, спортивные забавы, не только развивавшие силу и ловкость, но и способствовавшие воспитанию мужского характера, были популярны в кочевой среде. Детей воспитывали так, чтобы из них выросла достойная смена. Не потому ли проверенные веками практики защиты справедливости в боевых искусствах Шаолиня сегодня влекут многих казахстанцев. Выйдите на пробежку в ближайший к вашему дому парк, и вы встретите там приверженцев гимнастики у-шу.
Все колонки автора