– Я прекрасно существую без Фейсбука и ВК, – заявила коллега, не желающая постоянно быть «на прицеле».
В том-то и беда, что в соцсетях либо ты сам «раздеваешься», либо «примериваешь» чужую одежду. И потому совсем неудивительно, что многие известные личности, о которых пишут несусветную чушь, признаются, что аккаунтов у них нет.
А между тем интерес к сетям появляется не сам по себе, а в силу выталкивания людей из реальной жизни. И выталкивает их не сила Архимеда, а действия тех самых групп, которые сети эти и создают. А у слова «сеть» много значений. У паука, например, тоже сеть, и забор бывает сделан из металлической сетки, иногда даже под током. И этим самым током нередко становится дезинформация.
Как показали журналистские расследования, в Бразилии популярность ложных сообщений превысила охват аудитории правдивыми новостями. Такая же картина и в других странах. По данным экспертов Би-би-си, из 5 самых популярных по числу репостов сообщений 3, как правило, ложные. Понятно, что придумать можно интересней, чем описывать все, как есть на самом деле.
Попытки поставить под контроль соцсети пока не увенчались успехом. Фейк ньюс – выдуманные новости, размещенные на сайтах-подделках, имитирующих ресурсы крупных медийных брендов, превалируют. И рецептов избавления от этой напасти нет.
Существуют профессиональные ассоциации, озабоченные выработкой правил, помогающих определить достоверность информации. Инициатива полезная, однако массово привить широкой аудитории правила информационной гигиены вряд ли удастся. Хотя скептично оценивать информацию, проверять источники и авторов полезно всегда. Технологий же, которые могут автоматически анализировать и выявлять недостоверную и ангажированную информацию, пока нет.
Не стоит забывать и о том, что бизнес-модель многих СМИ ориентирована на трафик. Потому-то в заголовки выносятся заведомо провокационные утверждения. Пользователь может, даже не прочитав материал, сделать свой пост и дать в нем иную интерпретацию событию. Ну а далее – как снежный ком.
Обидно, но факт: зачастую мы плаваем, а иногда и тонем в мутном океане доступной, но недостоверной информации. И даже не всегда догадываемся об этом. Если бы точно знать, что «инфа подпорчена», было бы легче. Проигнорировал и все. Это как содержимое консервной банки. Покупаешь и не знаешь, что там внутри – вкуснотища или отрава.
Одни СМИ информацию проверяют прежде, чем предложить читателю, другие «затачивают» ее под свои интересы. Что-то искажают, а что-то скрывают. Ведь доступ в информационное пространство имеют люди с очень разными мировоззренческими картинами в головах, а ты поди разберись, что за корысть ими двигала.
Недавно у одного из авторов, изучающих цивилизационные процессы, прочитала: «Свобода слова – это возможность безнаказанно говорить ложь». И без этой свободы, по его мнению, современного общества не существует. Таков один из важнейших столпов постиндустриальной цивилизации, наряду с демократией, выборностью и разделением властей. Недаром представителей свободного слова как раз и называют четвертой властью.
Так что же делать с фейками? Да ничего. Каждый может сам выбирать, чему верить, а чему нет. Хочешь думать, что Солнце вращается вокруг Земли – да на здоровье! Есть наблюдение, что человек снисходительно относится к несуразностям до тех пор, пока это не мешает ему зарабатывать деньги. Будет мешать, увидите, с какой скоростью он откажется от любимой доктрины и вообще от любой мешающей информации!
Поэтому лучшее, что мы можем сделать, – привыкнуть к тому, что у каждого из нас свои иллюзии и заблуждения.
А на вопрос: « Кому нужны фейки?», один умный человек ответил: «Всем! Только так можно почувствовать ответственность за порядок в собственной голове!»
Все колонки автора