– В процессе тренировок штатные команды ЦСКА по горной подготовке, спортивному ориентированию и практической стрельбе приложили все усилия для создания условий полноценной подготовки сборной к «Эльбрусскому кольцу». В ходе занятий постоянно проводился замер времени прохождения этапов и элементов преодоления горного рельефа военнослужащими, что позволило отследить динамику улучшения результатов в процессе сбора, – рассказал начальник команды ЦСКА по горной подготовке капитан Максут Жумаев.
Состязания международного конкурса «Эльбрусское кольцо» продлятся на территории Кабардино-Балкарии в Российской Федерации с 30 июля по 11 августа. Конкурс состоит из трех этапов. В первом военнослужащим предстоит состязаться в индивидуальном восхождении на скалодроме. Второй этап включает в себя совершение марша в пешем порядке в условиях высокогорья со штатным вооружением и средствами связи с преодолением различных форм горного рельефа. На заключительном этапе военнослужащим предстоит восхождение на самую высокую вершину Европы, ее высота 5 642 м.
По условиям конкурса ни один из военнослужащих не может выбыть из команды. Подразделение должно пройти весь маршрут в полном составе со штатным вооружением и экипировкой весом в 40 кг.
Высочайшая точка Европы не случайно выбрана камнем преткновения. В годы Второй мировой войны в Приэльбрусье писались одни из самых драматичных страниц истории битвы за Кавказ. В этих местах шли самые высокогорные бои, а фронтовую линию затем называли «заоблачной».
В середине августа 1942 года немцы добрались до отметки 4 200 м, где находилась самая высокогорная гостиница в мире «Приют одиннадцати», названная так по числу студентов Петербургского и Харьковского университетов, предпринявших попытку восхождения на Эльбрус в июле 1909 года. Егеря проникли на склоны Эльбруса через высокогорный Карачай и перевал Хотю-тау, соединяющий Эльбрус с главным Кавказским хребтом. В течение нескольких дней немцы заняли господствующие высоты и высокогорные перевалы Балык-баши, Бурун-таш, Терскол. А 21 августа егеря дивизии «Эдельвейс» во главе с капитаном Хайнцем Гротом поднялись на Эльбрус и установили там свои штандарты. Надо сказать, что до войны немецкий капитан под видом инженера-горняка несколько раз бывал в этих местах и совершал восхождения.
В середине января 1943 года Приэльбрусье практически полностью освободили от фашистов, а в феврале красные знамена были водружены сначала на западной, а через три дня – на восточной вершине Эльбруса. Но если немцы поднимались на «крышу Европы» летом, то советские воины совершили восхождение в 50-градусные морозы.
Надо ли говорить, что зима – это самое тяжелое время для восхождения по склонам Эльбруса. Редкий смельчак рискнет пойти на вершину в зимнюю стужу, в это время в Приэльбрусье дуют сильнейшие ветры, свирепствуют морозы, горные хребты покрыты многометровым слоем рыхлого снега, по которому и на лыжах невозможно пройти. Альпинистов подстерегают бездонные пропасти, отполированные ветрами ледники, невидимые под толстым снегом трещины.
Однако для выполнения приказа были отобраны сильнейшие альпинисты, имевшие большой опыт ведения боевых действий в горной местности. Так, для одного из восходителей, лейтенанта Николая Гусака, это было 13-е восхождение на Эльбрус, а военинженер 3-го ранга Александр Гусев собирался покорить вершину в 12-й раз. Оба офицера уже бывали на Эльбрусе зимой. 13 февраля 1943 года советский флаг был водружен на западной вершине Эльбруса, затем «альпинистов боевой отряд» во главе с Александром Гусевым поднялся и на восточную вершину.
Все колонки автора