Но с девушкой трудно не согласиться. Скульптор Роден, действительно, имел любовницу, а у хана Гирея был гарем (балет «Бахчисарайский фонтан»). В «женихи» ни тот, ни другой явно не годятся. И в истории Чио-Чио-Сан – ничего веселого. Но! В Astana Opera Ксения скоро пойдет снова. Ей там нравится. Первым «ее» балетом стал «Щелкунчик», потом были «Лебединое озеро», «Дон Кихот». Теперь впервые отправится «в оперу». Если уговорит, то с другом.
Легкомысленной барышню никак не назвать. Она знает, например, что такое увертюра и где находится бельэтаж. Перед спектаклями добровольно-принудительно прочла сказку Гофмана, и Пушкина, и роман Сервантеса в кратком изложении («Балет короче и лучше» – и поди поспорь с ней), рассмотрела найденный у знакомых альбом с работами Родена. «Бахчисарайский фонтан» перечитал даже Ксюшин папа, потому что надо было отвечать на вопрос дочери, как бы он поступил на месте хана…
А то, что сюжеты про героев «вчерашних дней» анализируются с современных позиций, – так это удивительная способность классики оставаться актуальной, дискуссионной, занимательной. На афишах драматических театров ее, классики, все меньше. Литературно-театральные горизонты расширились неимоверно, только выбирай. Предпочтение объяснимо отдается комедиям и мелодрамам: зритель хочет отдохнуть, а театр должен делать кассу. Но реально видится, как в последнее время люди сознательно выбирают серьезные вещи (парадокс с московской выставкой художника Серова в этом ряду).
В 60–80-е годы часто цитировали первую часть фразы монолога романтичной героини Татьяны Дорониной из фильма «Старшая сестра»: «Театр!.. Любите ли вы театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей?..» Теперь вдохновенный вопрос следует задавать иначе: «Ходите ли в театр?»
Ходим. В последние недели наблюдала среди коллег и знакомых настоящий театральный бум (тьфу-тьфу-тьфу). «Роден», «Аида», «Спящая красавица», «Ревизор», «Одинокая яблоня», «Жут», «Абай», «Богема», «Баядерка», и барокко-концерт , и гала-балет… Заметьте, большинство спектаклей идут в Astana Opera – театре с самым что ни есть классическим репертуаром. Ходить в этот театр становится престижно, модно и главное – интересно. А уже купив билеты, будущие зрители часто спрашивают: «В чем туда идти?» Хотя театральный дресс-код ушел в прошлое, все-таки интуитивно понимается, что заношенные джинсы и опера плохо совместимы. Задают и такой вопрос: в каком возрасте ребенка можно привести на детскую программу?..
Не пустуют залы и в других столичных театрах – русском театре драмы им. М. Горького, казахском музыкально-драматическом им. К. Куанышбаева, молодежном театре «Жастар». Последний – явление совершенно исключительное. В «Жастаре» труппа и главный режиссер Нурканат Жакыпбай творят чудеса. Каждая постановка – море фантазии и непременно аншлаг. Кстати, дебютировал театр со спектаклем «Ревизор», который спустя почти 10 лет, – их визитная карточка (постановка гоголевской комедии в числе «долгожителей» и у горьковцев). А нынешний сезон «Жастар» открыл комедией Шекспира «Укрощение строптивой».
Сейчас молодежь практически не смотрит телевизор, людей среднего и старшего возраста все сложнее заманить в кинозалы, и случается – надоедает компьютер со смартфоном. Может быть, культурный авитаминоз достиг (или вот-вот достигнет) пика? И захочется полноценного питания? Не только «хлеба» в виде зрелищ, масскульта, изгоняющих прекрасное, высокое, духовное – человеческое. Хорошо бы помнить и показать детям, что есть театр – константная культурная величина в жизни людей. Только там, в тишине зала, думается о том, о чем никогда не задумывался раньше. Это нужно, это тот самый катарсис – возвышение, очищение, оздоровление, который придумали древние греки вместе с театром…
Завтра – Всемирный день театра. Праздник – неофициальный. Однако каждый поход в храм Мельпомены – обязательно пусть маленькое, но событие. Праздник, который может быть всегда с тобой.
Все колонки автора