Колыбель тюркского мира Сама планета определила центр Евразии территорией развития древних племен. Тридцать тысяч лет назад север Европы был под ледниками, Азию покрывали леса. А вот пространство от Ближнего Востока до Алтая являлось гигантской лесостепью – отличным местом, чтобы сеять зерно, пасти скот, охотиться, ловить рыбу.
Археологические находки дают представление о высоком уровне ремесленного мастерства, широких торгово-культурных связях, сложной социальной иерархии. Народы, населявшие эту территорию, были, например, превосходными рудознатцами и металлургами. В Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее есть сведения о рудниках в Жарминском районе, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры. В Бородулихинском районе возле Жезкента найдены остатки печей и горны, в которых медь сплавляли с оловом для получения бронзы. В Зайсанском районе в грунте на речном берегу нашли котел эпохи ранней бронзы с припрятанными в нем долотами, топорами, колечками, сосудиками…
– Комплекс «Берель», безусловно, относится к сакральным местам, – рассказали в музее. – Долину примерно с сотней курганов возле села Берель в Катон-Карагайском районе сегодня знают во всем мире. Первый так называемый Большой царский курган полтора века назад раскопал ученый Василий Радлов, около полусотни бесценных находок по сей день хранятся в Москве. Двадцать лет назад экспедиция Зейноллы Самашева обнаружила сенсационное захоронение IV века до нашей эры. В редчайшей целостности сохранились воинское и конское снаряжение вождя, одежда, золотые украшения в скифско-зверином стиле. Прошлым летом в этой же долине Самашев в погребении знатной особы нашел фрагменты женской одежды, множество обрывков листового золота, кожаные конские маски с золотыми нашивками и редким орнаментом. Огромный интерес представляет бронзовое зеркало с ручкой в виде крупной хищной кошки – такие изделия характерны именно для скифо-сакского мира.
Искусство древних мастеров Курган берельской «царицы» сегодня не только изучен, но и оформлен в музейную экспозицию. Подготовлены спуски, смотровые дорожки, само погребение закрыто стеклянным куполом площадью 90 кв. м. В нынешнем году в стекло еще упакуют царский курган в Чиликтинской долине в Зайсанском районе. Получится два малых музея под открытым небом, имеющих большой туристический потенциал. Согласитесь, многим интересно своими глазами увидеть места, которые уже две с половиной тысячи лет назад (!) играли роль сакральных, то есть святых.
– В Чиликтинской долине первые находки из золота были сделаны больше 60 лет назад, – рассказала научный сотрудник музея Галина Кущ. – В 2003–2004 годах экспедиция Абдеша Толеубаева раскопала курган с царской особой в золотом облачении. По аналогии с иссыкским погребением многие его назвали «золотым человеком». В прошлом году Абдеш Ташкенович здесь же при раскопках царского кургана нашел украшения из листового золота в скифском стиле – фигурки оленей с переплетенными рогами, грифона, хищной кошки. Глаза мифических животных выполнены из бирюзы, у части украшений припаяны миниатюрные ушки, чтобы можно было пришивать на одежду. Другими словами, ремесленники, которые жили в этих местах больше двух тысяч лет назад, превосходно владели секретами микропайки.
Похожие находки минувшим летом были найдены также в Тарбагатайском и Абайском районах области. Во время научной конференции по итогам археологического сезона зал ахнул при виде кадров с золотыми фигурками оленей – уж чем предки точно были не обделены, так это чувством прекрасного.
– Геродот, со слов путешественника Аристея Проконесского, назвал здешних кочевников грифами, стерегущими золото, – дал комментарий профессор Самашев. – Если отбросить фантазии, которыми грешили древние из-за нехватки достоверных сведений, можно понять, что речь идет об умении добывать золото и изготавливать украшения. В Катон-Карагайском районе возле села Печи, возможно, располагались городище и кузницы – там находили остатки плавильных печей, шлака, слитков железа. Мы нашли доказательства, что хозяйство было комплексным: занимались как скотоводством, так и металлургией. Уровень технологии позволял изготовить металл, сделать из него оружие, амуницию, орудия труда. Есть основания считать, что были атрибуты государства, в том числе существовало войско, работали налогосборщики, действовали управленцы. На это надо обратить внимание, поскольку некоторые зарубежные коллеги представляют народы, населявшие эту территорию, как кочевников, метавшихся по просторам бескрайних степей.
На коне и в доспехах Практически все «царские» погребения эпохи бронзы несут сакральные знания о главных ценностях кочевников, духовном коде. О знатности погребенного, например, можно судить по числу лошадей, сопровождавших его в загробный мир. Чем больше захороненных животных, тем важней вельможа. Конь был возведен в культ, считался символом достатка, славы, воли. Он давал возможность передвигаться быстро и далеко, то есть быть сытым и относительно защищенным. При этом предки, судя по археологическим находкам, были отчаянными воинами. Вся область, по словам Галины Кущ, усыпана наконечниками стрел. Они встречаются везде – в поле, в горах. Битвы шли на каждом шагу. Причем использованные стрелы, похоже, не собирали, несмотря на дороговизну бронзы. А возможно, их отливали и оттачивали в огромных количествах.
– Металл для стрел не жалели, – рассказала археолог. – Лучники были главными в тактике. Они нападали, быстро уходили, снова атаковали. Своего рода стрелковая часть. Для кочевников с самой ранней поры главной ценностью была воля. Даже жилища они располагали чаще всего возле гор, чтобы были хороший обзор и возможность быстро спрятаться. Но одновременно рядом с равниной – чтобы пасти скот, сеять зерно.
В Китае, где в этот период между разрозненными царствами шла междоусобица, каждый владыка стремился заполучить сакских конников. По словам профессора Самашева, конское и воинское снаряжение, найденное в Берельской долине, а также в других захоронениях на Алтае, один в один повторяет амуницию воинов из знаменитого Терракотового войска, найденного в китайском Сиане. Это еще раз доказывает широкие политические и хозяйственные связи древнего народа.
Ясно, что для специалистов каждая находка в курганах и на местах древних городищ дает возможность воссоздать прошлое, ответить на вопросы: «Откуда мы?», «Кто мы?», «Как родились наши обычаи и традиции?» Ничто не проходит бесследно. В этом плане Восточный Казахстан – настоящий клондайк научных знаний, археологических раскопок здесь еще на сотни лет! Для рядовых же казахстанцев куда важней просто знать сакральные места своей страны, увидеть их, прикоснуться к истокам знаменитой культуры кочевников.