Жемчужина в оправе из любви

3488
Вячеслав ЛЕБЕДЕВ, Жамбылская область
"Осень… Тучи… Земля прекрасна". Почти тысячу лет эта строчка, исполненная куфической вязью арабского алфавита, украшает узорчатую колонну знаменитого мавзолея Айши-биби. Но что хотел сказать неизвестный поэт и мудрец древности? За много веков здесь побывали миллионы людей. И каждый из них безуспешно пытался ответить на столь простой вопрос...

Мы стоим у мавзолея. Весна… Тучи… Ярко-зеленые кроны подступивших к памятнику серебристых тополей изнемогают от звона птичьих трелей. Из окрестных садов ветер приносит сладкий аромат цветущей сирени. Слышен шум подъехавшей машины – и вновь ослепительно молодая счастливая пара вступает на дорожку, ведущую к Айше-биби… Земля прекрасна…

А вы бывали здесь ночью? В неярком неживом лунном свете просмат­риваются только фасад и часть купола, остальное затаилось во мраке. И потому ощущение загадочности и нереальности строения усиливается… Сотни ученых умов пытались и пытаются снять с мавзолея завесу таинственности, но он позволил им лишь прикоснуться к ней.

54f0d600c42701425069568.jpeg

До сих пор из поколения в поколение передают версии легенды об Айше. Их 28. По одной из них однаж­ды великий Тамерлан, находясь в своей резиденции Таш-Рабад недалеко от озера Иссык-Куль, получил из Бухары приглашение на открытие женского медресе "Ханума". Занятость не позволила ему отправиться в путь, и тогда он вместо себя с караваном богатых даров послал на торжество сестру своей второй жены – 18-летнюю красавицу Айшу-биби, которую очень любил. Но во время привала на берегу реки Асы девушку укусила ядовитая змея. По мусульманским обычаям умершего предают земле там, где он расстался с жизнью. Но Аса во время наводнения могла смыть могилу. Поэтому тело девушки погребли неподалеку на холме. А над захоронением Тамерлан приказал возвести мавзолей сказочной красоты.

…И все же люди выбрали эту историю – печальную и высокую. Молодой батыр – правитель Тараза Карахан Мухаммед полюбил красавицу Айшу, дочь мусульманского святого Зенги Баба и Анвар Бегим. И та ответила ему таким же пылким чувством. Вскоре Карахан возвращается в Тараз. Затосковала красавица. Решив во что бы то ни стало увидеться с любимым, она просит благословения у родителей. Поступок Айши противоречит законам ислама, и рассерженный Зенги Баба дает ей теріс-бата (обратное благословение), то есть запрещает ехать к Карахану.

Поздно. Уже ничто не может остановить отважную девушку. Ночью с няней Бабаджи Хатун она незаметно покидает дом. Путь их лежит в Тараз. На берегу Асы они останавливаются, чтобы передохнуть и привести себя в порядок. И здесь ядовитая рептилия убивает Айшу. Оплакивая возлюбленную, Карахан хоронит ее на холме. А над могилой самые талантливые мастера, приглашенные им, строят чудесный мавзолей, равного которому не было и нет во всей Центральной Азии.

И есть у этой трепетной легенды не менее волнующее и прекрасное продолжение. Похоронив свою воспитанницу, няня Бабаджи Хатун остается до конца своих дней хранительницей могилы Айши. В знак признания этой необыкновенной любви и верности растроганные современники после смерти Бабаджи Хатун причислили ее к лику святых и похоронили в 20 шагах от той, которую эта женщина так нежно и преданно любила. И над могилой тоже воздвигли мавзолей. Заботу о памятниках взял на себя род Тойшибековых. Дом их стоит сразу за оградой, окружающей это священное место.

К середине ХХ века от мавзолея Айши-биби осталась только стена со стрельчатой аркой входа и двумя колоннами, украшенными почти 70 видами орнаментов с растительно-геометрическими мотивами в основе. Но даже эта сохранившаяся часть шедевра поражает высочайшим мастерством, богатейшей художественной фантазией. Декоративное убранство усыпальницы, ее архитектурные пропорции уникальны.
Секрет долголетия памятника – по-прежнему тайна за семью печатями, хотя кое о чем исследователи догадываются. В мире немало древних сооружений, величественных и объемных, которые время не смогло разрушить. Например, мавзолей Тадж Махал в индийском городе Агре. Или архитектурные исполины майя в Перу. Но они построены из крепчайших природных минералов – красного и бордового песчаника, мрамора… А "Айша-биби " – из жженых глиняных кирпичей. Что же это за материал такой, и благодаря какой волшебной технологии изделия из него становились прочнее металла? Ученые по молекулам разложили его состав. Ничего особенного – только глина и песок. Но их частицы сцеплены друг с другом с чудовищной силой, и "объятия" эти не ослабели до сих пор.

Помню, как двое рабочих во время реставрации памятника попытались разрушить осколок старинной кладки. Искры летели из-под тяжелых кувалд, а глина даже не треснула. Предполагают, что в качестве цемента средневековые мастера использовали неизвестный состав природного происхождения, который со временем улетучивался. Если же легонько постучать по старинному кирпичу чем-нибудь металлическим, то он отзовется тихим мелодичным звоном. Долгое время утверждали, что это звучит золото, которое добавляли в глину. Все тайное обрастает вымыслами. Но золота в глине не обнаружено. Мавзолей по-прежнему не раскрывает своих главных секретов.

И все же кое-что сегодня мы знаем. "Айша-биби" – единственный в Казахстане и Центральной Азии памятник архитектуры, полностью облицованный резными терракотовыми плитками. Уникальность его еще и в том, что плитки древние зодчие не "приклеивали" к кирпичам, как это делали мастера, возводившие, к примеру, мировую известность – мавзолей Санджар-Султана в Туркменистане. Плитки являлись лицевой частью удлиненных элементов – румп. И эти 20–40-сантиметровые "хвосты" защемляли в кладке. Вот почему узоры не отвалились от стен и колонн, как это случилось на многих подобных сооружениях древности, а дожили до наших дней и рассказали нам о непревзойденном мастерстве зодчих того времени.

Я увидел памятник впервые в 15 лет. Наш 8 "В" в тот весенний день возвращался с маевки, и учительница географии привела всех сюда, пообещав показать чудо. И оно предстало перед нами. Затаив дыхание, мы слушали драматическую историю любви Айши и Карахана. Девчонки плакали… Роскошные букеты огненных тюльпанов и синих колокольчиков, которые мы собрали в поле и несли домой, остались здесь, у стены почти разрушенного, но по-прежнему прекрасного мавзолея. Меня тогда потрясла его беззащитность. Дожди, ветры, зной ни на минуту не прекращали свою страшную разрушительную работу. Но больше всего ему доставалось от людей. Уходя, каждый непременно уносил с собой как дорогой талисман частичку памятника – старинный кирпич, выпавший из кладки, осколок глиняного узора…

Впервые попытались спасти гибнущий мавзолей около 30 лет назад, спрятав его под стеклянным саркофагом. Но изразцовые терракотовые плитки, изготовленные наспех, равнодушными руками, нельзя было назвать даже бледной копией настоящих. Летом 2002 года судьбу мавзолея Айши-биби решило Правительство Казахстана, выделив для восстановления 76 млн. тенге. Генеральный директор РГП "Казреставрация" Канат Туякбаев доверил работу лучшему реставратору республики Нишану Раметову, более четверти века посвятившему этому искусству.

– Меня предупредили сразу: не спешить, – вспоминает Нишан, – хотя заманчиво было реанимировать мавзолей к 2000-летию Тараза. Я благодарен за такое понимание, и все же к юбилею самого древнего города страны мы успели убрать стек­лянный колпак, потолок которого давно уже не защищал от дождей, восстановить красивейшие внешний и внутренний купола, укрепить фундамент, переделать наново 3 стены, "отреставрированные" в 1983 году. Понимали: многочисленные гости обязательно приедут сюда.

Проект реставрации архитекторы разработали более 30 лет назад. Многочисленные комиссии в Москве, Ташкенте рассматривали его. Предлагали законсервировать сохранившуюся часть мавзолея, а рядом построить точно такой же, как это практикуется в Японии. После долгих споров утвердили проект известного казахстанского архитектора Абена Итенова. Самые именитые туркестанские мастера отливали для Айши-биби кирпичи, вручную вырезали узоры. Им многое удалось – новые плитки почти неотличимы от старинных. Глину брали из карьера близ древнего города Сауран. Она без вредных примесей и по составу схожа с той, которую использовали наши предки. Технология тоже максимально приближена к средневековой, хотя секрет настоящего рецепта так и не удалось разгадать: несколько дней глиняное тесто держат в чанах с водой, чтобы оно избавилось от соли. Затем из него формуют кирпичи, плитки, вырезают узоры и отправляют изделия на неделю в обжиговую печь. Сжигая еловые дрова, поднимают температуру до 1 000 градусов. После такого адского испытания изделия 25 дней остывают. Потом на пару суток их помещают в воду. Затем внимательно осматривают, бракуя из-за малейшей трещины, шлифуют…

– Реставрация – это искусство, – говорит директор государственного историко-культурного заповедника-музея "Памятники древнего Тараза" Такен Молдакынов. – А настоящих мастеров у нас – единицы. К сожалению, ни один вуз страны не готовит специалистов подобного профиля, а между тем в республике 25 000 древних памятников, которые нужно немедленно восстанавливать. Кстати, та же проблема и с экскурсоводами. Можно выучить любую легенду, историю возникновения того или другого шедевра старины и очень грамотно и убежденно их озвучить. Но вряд ли при этом вы увидите в глазах вашего рассказчика блеск, а монолог его будет напрочь лишен того душевного волнения и торжественности, присущих только людям, влюбленным в то, о чем они повествуют. Я хочу сказать, что профессиональный экскурсовод должен не только обладать глубокими знаниями, он обязан стать еще и волшебником слова.

Кирпичи и узорчатые плитки можно было изготовить, имея перед собой оригиналы, над куполом же архитектору и реставраторам пришлось пофантазировать. Кстати, он имеет металлический каркас и потому съемный. Достаточно лишь ослабить специальные крепления – и кран в любой момент поднимет его. Такой момент наступит тогда, когда вдруг обнаружатся фото древнего купола или документы с его описанием. И можно будет воссоздать его истинный облик.

Есть еще одна изюминка у нового купола. Он – двойной. Первый, внут­ренний, который мы видим, входя в мавзолей, – ложный. За ним – пустота. Но "вакуум" этот предохраняет внутреннюю поверхность главного купола от разрушения. Влажность, перепады температуры могут повредить только ложному куполу, а он расположен низко, в пределах досягае­мости, и его легко отреставрировать. Вот почему древние мастера, возводя подобные сооружения, использовали именно этот прием.

Сегодня мавзолей Айши-биби, как и другие древние памятники, охраняется государством. За благополучие этого святого для всех места отвечает и смотритель фонда памятника "Айша-биби" Женисбек Джадраев. Он же – прекрасный экскурсовод. Однако главная его обязанность – чтение Корана для паломников и туристов. И голос его, ровный, звучный, торжественный и немного печальный, способен взволновать сердце.

– Читать правильно Коран меня обучили в медресе, – рассказывает он. – Но искусству читать так, чтобы и у тебя, и у тех, кто тебя слушает, перехватывало дыхание, меня учит музыка, которую я много и с наслаждением слушаю. Так мне посоветовал один аксакал. Летом сюда приходят около 500 человек. Читать Коран иногда приходится по 10 часов подряд. Устаю очень. Дома хватает сил только на то, чтобы выпить пиалку чая. И – сразу спать…

Словно стыдясь своей откровенности, он быстро меняет тему разговора:

– А знаете, что по легенде мавзолей иногда в ветреные дни звучит, как орган?.. В 1998 году я находился внутри тогда еще полуразрушенного памятника. И вдруг послышалась тихая музыка, как будто ожили сотни струн. Это продолжалось секунд 15… Говорят, так звучат души мастеров, которые создавали глиняные узоры. Узоров около 70, и столько же было мастеров разных национальностей. Вот почему эти произведения не похожи друг на друга.

К мавзолею спешат не только молодые и счастливые пары, которым повезло больше, чем их юной сверстнице из далекого, как звезда, прошлого. Приходят люди разных возрастов. Идут, не обращая внимания ни на зной, ни на лютый холод. Стремятся сюда, свято веря в исцеление – физическое и душевное. Идут, чтобы определить здесь для себя свою минуту молчания, ведь в каждом сердце она начинается и заканчивается в разные сроки. Тут, у памятника, человек возвращается к себе, размышляет, печалится, живет. В скорбной и благодатной работе души и заключено главное богатство момента. Тот, кто не просто созерцает мавзолей, а подумает о двоих влюбленных, неизменно придет к пониманию сути нашего отношения к памятнику – его великого, волнующего символизма.

И все же почему мавзолей так притягивает людей? Быть может, виновата и мода? Я спросил об этом молодоженов – Улана Кутанова и его очаровательную юную спутницу Клаву Бекмуханбетову. "Мы пришли сюда за благословением", – серьезно ответил Улан. Они покинули мавзолей притихшие и просветленные. У них начинается другая жизнь. Пусть будет она долгой и доброй. Им еще предстоит узнать – не из муд­рых книг и искренних напутствий старших – о том, что любовь – это не глядеть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении, терпеть и жалеть друг друга всегда… Это трудно. Но Айша-биби поделилась с ними своей силой.

…Подходили к мавзолею люди. И в этой текучей праздничной толпе маленьким островком стояли, крепко взявшись за руки и зачарованно глядя на так и нераскрывшийся бутон каменного тюльпана на острие купола, 5-летние мальчик и девочка. О чем думали они в эти минуты? Пройдет время, они вырастут, и на свет их, живых «маяков» тоже, быть может, как к Айше-биби, будут спешить взволнованные люди, и, может быть, эти двое сделают потрясающее открытие – одна-единственная человеческая судьба способна "светить" тысячам…

Популярное

Все
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
Когда в Астане отключат отопление
На Чаганском гидроузле ведутся работы по усилению шандоров
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Сделки с недвижимостью следует проверять – эксперт
Казахский надо сделать модным – преподаватель
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Железные герои дарят живое участие
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Эвакуированных переселили в общежития в Актюбинской области
Полиция опровергла риск теракта в школах Астаны
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]