Перевозки в регионе проходят по путям со сложным профилем, с обилием кривых малых радиусов, многочисленными инженерными сооружениями – виадуками, тоннелями, мостами, подпорными стенами. В региональном отделении грузовых перевозок не скрывают: от специалистов, отвечающих за движение поездов, требуется предельная собранность.
Восточно-Казахстанское отделение грузовых перевозок, включая дорогу Шар – Усть-Каменогорск, является для области основной транспортной артерией, ее протяженность составляет почти 670 км. Как отметил директор филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов, местные станции в основном тупиковые, соответственно, грузооборот зависит не от транзита, а местного промышленного комплекса.
Участок Серебрянской дистанции пути, по которому идет продукция, например, «Казцинка» и Бухтарминской цементной компании, лавиноопасен. Только за минувшую зиму здесь провели 8 принудительных спусков, объем сошедшей снежной массы составил 2 800 кубометров. «Ноябрь стал рекордным по снегу, – отметил Нуржан Амангельдинович. – Обычно в конце осени высота снега в этих местах не больше 20 сантиметров, но в прошлом году выпало почти вчетверо больше».
Специфику местной железной дороге придают горный рельеф и реки. На той же Серебрянской дистанции протяженностью 170 км насчитывается 368 (!) кривых участков общей длиной 91 км. Здесь самое большое число искусственных сооружений: 17 мостов, больше полутора сотен водопропускных труб, 2 тоннеля, 13 галерей, десятки водоотводных, укрепительных сооружений, подпорных стен. Все это требует от железнодорожников постоянного контроля.
Не первый год транспортная прокуратура Восточного Казахстана совместно с филиалом грузовых перевозок проводит проект «СТОП-наездам!». Как отметил Нуржан Кельбуганов, современные магистральные тепловозы Evolution позволили увеличить перевозки, объем грузов, но одновременно повысили планку ответственности машинистов.
– Наша головная боль – появление людей на путях и выход скота, – отметил руководитель. – В прошлом году локомотивные бригады совершили 128 экстренных торможений. Мы постоянно проводим сходы с населением, с владельцами крестьянских хозяйств. Сейчас еще оснастили локомотивы видеорегистраторами, чтобы сразу определять виновных в нарушении безопасности на дороге.
Три года назад транспортная прокуратура Восточного Казахстана разбиралась в казусном споре. Местный фермер потребовал восстановить необорудованный переезд на участке Усть-Каменогорск – Шар, по которому курсирует «Тулпар Тальго». Лишний крюк в 10 км к его хозяйству, по словам агрария, принес ему убытки. В надзорном ведомстве тогда отметили: легкий скоростной поезд может сойти с рельсов при столкновении даже с теленком. Поэтому либо исправный, отвечающий всем требованиям переезд, либо никакой.