Возрождая Шелковый путь Статьи 13 ноября 2018 г. 11:26 1248 Асет Калымов, Алматинская область Оазис среди бархановВ приграничном Панфиловском районе продолжается строительство транспортно-логистической инфраструктуры, призванной превратить этот окраинный уголок нашей страны в мощный транзитный центр. На территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» действуют контейнерная площадка и терминалы, сюда подведены железнодорожные пути, линии электропередачи, система водоснабжения, действуют очистные сооружения. С момента запуска сухого порта (одной из составляющих частей СЭЗ) прошло чуть более трех лет. За это время перегружено свыше 211 тыс. контейнеров. Причем объемы грузоперевозок растут в геометрической прогрессии: только за последний год они выросли почти вдвое. Грузы (в основном ТНП, оборудование, машины, продукты питания) доставляются из Китая и государств Юго-Восточной Азии в страны СНГ, Турцию, Германию, Польшу.Одним из знаменательных событий нынешнего года стала отправка первого контейнерного поезда из Хоргоса в порт Курык Мангистауской области, а оттуда через грузинский Поти – в Италию. В общей сложности из КНР в Европу было отправлено 82 контейнера томатов. Регулярный железнодорожный состав связал мультимодальные маршруты Транскаспийского коридора. Его запуск прошел в рамках телемоста с участием Президента Нурсултана Назарбаева. Дав добро на отправку грузового поезда, Глава государства отметил, что казахстанская сторона активно работает над тем, чтобы в полную силу реализовать потенциал СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Этот проект осуществляется в рамках двусторонних соглашений между Казахстаном и Китаем. В перспективе в приграничной зоне вырастет крупный город, который станет мощным узлом для перевалки грузов. Президент выразил уверенность, что многие предприниматели из Китая, России и стран Центральной Азии будут отправлять товары через сухой порт Хоргос. Важный стратегический объект обеспечит дальнейшую интеграцию Казахстана в мировую торговлю и систему транспортировки грузов.Стоит отметить, что строительство СЭЗ ведется в рамках госпрограммы «Нұрлы жол», которая создает оптимальную логистическую цепь от восточного побережья Китая – порта Ляньюньган, сухого порта Хоргос и далее по системе железнодорожных и автомагистралей через Каспий в Турцию и Европу. По словам главы нацкомпании «Қазақстан темір жолы» Каната Алпысбаева, инфраструктуру Казахстана в операциях транзита, терминально-складской и дистрибуционной логистики уже используют такие ведущие компании мира, как Hewlett Packard, DHL, John Deere. Все это стимулирует развитие грузопотоков. Как сообщил в интервью журналистам генеральный директор ТОО «KTZE Khorgos Gateway» Жаслан Хамзин, ежедневно сухой порт принимает 5–6 железнодорожных составов. К примеру, поезда из китайского Чунцина в германский Дуйсбург преодолевают расстояние почти 11 тыс. км всего за 15 дней. Такие сроки значительно меньше перевозок морским путем. – Еще недавно здесь, близ Хоргоса, лежали песчаные барханы, – говорит Жаслан Хамзин. – А сегодня в пустыне вырос цветущий оазис. Здесь возрождается Шелковый путь, соединяются Азия и Европа. Создается мощный транзитный центр, который в корне меняет ситуацию в международной торговле. Поскольку все больше грузов со временем будут переориентированы с морских маршрутов на сухопутный. Размах «стройки века»Надо сказать, с каждым годом растет интерес международного сообщества к СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Чуть ли не каждую неделю сюда приезжают зарубежные деловые делегации, а также представители таких крупнейших мировых СМИ, как New York Times, Guardian, BBC, CNN, Le Figaro. Совсем недавно состоялся масштабный инфо-тур с участием чрезвычайных и полномочных послов стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, африканского континента. В состав делегации вошли эксперты Всемирного банка, ЭСКАТО, ОБСЕ.Немаловажно, что за последние несколько лет, помимо сухого порта, в приграничной зоне появился целый ряд крупных инфраструктурных объектов. Сюда проложена железная дорога Жетыген – Коргас, конечная станция которой – Алтынколь – примыкает к границе. Построен международный центр приграничного сотрудничества, открыт автобан Алматы – Хоргос. Вскоре на территории СЭЗ введут в строй элеватор, комбикормовый завод, зерновой терминал и индустриальный парк. Есть также инвестиционные соглашения о строительстве развлекательного комплекса, гостиниц, торговых домов, медицинского центра. А на месте поселка железнодорожников Нуркент вырастет город-спутник СЭЗ, население которого, по прогнозным оценкам, к 2035 году достигнет 100 тыс. человек. – Когда более 20 лет назад Президент Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу превратить Казахстан в региональный транзитный хаб, стать своего рода мостом между Азией и Европой, эта идея казалась фантастической и трудновыполнимой, – отметил в ходе инфотура глава МИД РК Кайрат Абдрахманов. – А сегодня мы видим зримые результаты: товарооборот между Казахстаном и Китаем вырос с 200 миллионов до 11 миллиардов долларов, а приграничный Хоргос стал центром международной торговли, инвестиций, узловым пунктом, связывающим континенты. Непрерывно растет грузопоток через Казахстан, который по праву считается зоной мира, безопасности, стабильности и устойчивого развития.По информации АО «НК «КТЖ», за последние 3 года заключены контракты на привлечение частных инвестиций в СЭЗ на общую сумму 1,7 млрд долларов. Яркий пример успешного сотрудничества – вхождение в капитал сухого порта крупнейшего в мире морского оператора Cosco Shipping. Как отметил заместитель управляющего директора компании Суйт Цзюн, базу для роста сухопутных и мультимодальных перевозок в Евразии заложило стратегическое видение лидеров двух стран – Казахстана и Китая. Сопряжение программы «Нұрлы жол» и инициативы «Один пояс – один путь» отразилось в конкретных логистических проектах: COSCO Shipping уже начала осуществлять трансграничные перевозки, используя инфраструктуру, построенную Казахстаном. Кроме того, завершаются переговоры об участии в проекте СЭЗ еще одной ведущей логистической компании – Dubai Port World. К слову, эксперты транспортно-логистической отрасли уже называют Хоргос аналогом Дубая в Центральной Азии. Приезжающих сюда иностранных гостей впечатляет размах «стройки века», ее высокий экономический потенциал. К примеру, итальянский режиссер Фабио Энрико Паскуарелли, снявший документальный фильм про Хоргос, отметил, что проложенный в древности Великий шелковый путь привел к возникновению множества уникальных городов, исторических памятников. Он служил не только торговым, но и культурным мостом между Востоком и Западом. Теперь отчетливо видно, что знаменитый маршрут возрождается и в ближайшем будущем вновь соединит города, страны и континенты. Задача Казахстана – привлечь к 2020 году 15 млн тонн, или 8% от глобального объема морских перевозок. И тогда поступления в бюджет страны от транзитной сферы увеличатся с 1 млрд до 2,8 млрд долларов, а отдаленный Панфиловский район станет одной из опорных точек нового Шелкового пути.
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
13 апреля 2024 г. 16:30 Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
13 апреля 2024 г. 11:00 Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
13 апреля 2024 г. 12:30 Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве