В кризисные 90-е годы единственный в областном центре специализированный автобусный парк, располагавший несколькими сотнями стареньких «икарусов» и «лиазов», не долго продержался на плаву. Закупив партию из шести новых «икарусов», предприятие, как затем выяснилось, лишь усугубило свое незавидное положение. Из-за нечистого на руку начальства, прикарманивавшего поступавшие за проезд средства, оно не смогло своевременно рассчитаться по кредиту и ушло с молотка. А новый хозяин не стал заниматься реанимацией банкрота, который перед торгами распрощался и с новыми автобусами, и с еще «живым» транспортным парком, находившимся в залоге у кредитного учреждения. Так с городских линий исчезли автобусы большой вместимости, а пассажирские перевозки оказались во власти частников, главным ориентиром работы которых была прибыль.
Городские маршруты заполонили невесть откуда «всплывшие» старенькие и обшарпанные «пазы» и даже «кавзы», многочисленные микроавтобусы, появление которых вначале кызылординцы сочли благом. Скоростные и маневренные – удобно, вышел на дорогу, махнул рукой и езжай с ветерком куда надо. Только не долго длилась эта радость.
Вскоре водители начали изобретать «эффективные» способы, которые позволяли получать больше прибыли. К примеру, убирали «лишние» сиденья и «резинили» в начале маршрута, чтобы быстрее наполнить салон пассажирами, затем «пролетали» остановки, большинство из которых впоследствии практически вообще исчезли. А зачем, если можно проголосовать и остановить автобус где угодно?
Вольница привела к тому, что в часы пик дождаться автобуса в центре города было практически нереально. Чтобы уехать, горожанам приходилось протискиваться в переполненные салоны. Естественно, такая ситуация вызывала большое недовольство населения. Но попытки властей призвать к порядку частников, как и рейды контролирующих структур, выявлявшие многочисленные нарушения, в том числе правил безопасности перевозок, и даже пьяных водителей, мало что давали.
Не гнушались перевозчики и выставлять ультиматумы властям, объявляли забастовки, чтобы добиться повышения стоимости проезда.
…В 2000-х годах городские власти дважды пытались найти выход из сложившейся ситуации, привлекая серьезный бизнес в сферу перевозок. Компании шли навстречу, закупали партии новых автобусов российского и китайского производства, получали выгодные центральные маршруты. Но значимых изменений из-за доминирования на линиях частников добиться не удалось.
Однако кызылординцы дождались перемен. В 2013 году местные власти начали создавать альтернативную, цивилизованную систему перевозок с восстановления остановок. Затем при региональном институте развития АО «НК «СПК «Байконур» открылось дочернее предприятие ТОО «Автобусный парк «Кызылорда». При поддержке государства на заемные средства Европейского банка реконструкции и развития новый перевозчик уже обзавелся и вывел на линии 112 новых комфортабельных и экологичных автобусов большой мощности, построил необходимую инфраструктуру от газозаправочных станций до ремонтных мастерских и диспетчерских пунктов, контролирующих перед выходом на маршруты состояние здоровья водителей и техническую исправность транспорта. Стала объективной тарифная политика.
В минувшем году ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» в очередной раз выиграло тендер городского акимата на организацию перевозок в областном центре и пригороде. Предприятие приступило к внедрению билетной системы, проездных, реализует и другие проекты по улучшению обслуживания населения, в том числе проводит регулярные рейды совместно с контролирующими структурами по выявлению недостатков. И хотя жалобы пассажиров все еще не редкость, на них появилась оперативная реакция. Вольницы на городских маршрутах значительно поубавилось.