Как отметила, представляя проект закона министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, документ разработан в целях реализации Плана законопроектных работ Правительства РК на 2020 год.
– В адрес государственных органов от граждан поступает огромное количество жалоб, связанных с нарушением требований законодательства о языках при размещении визуальной информации. При этом отсутствие визуальной информации на государственном языке граждане считают ущемлением своих прав, закрепленных в статье 14 Конституции РК, – пояснила министр.
Основные направления законопроекта – изложение текстов реквизитов и визуальной информации в соответствии с нормами орфографии, изложение текстов реквизитов и визуальной информации с сохранением аутентичного перевода и введение понятия «Аутентичный перевод текста».
– Ожидаемый результат принятия документа – обеспечение обязательного использования государственного языка в визуальной информации, обеспечение изложения текстов реквизитов и визуальной информации в соответствии с нормами орфографии, обеспечение изложения текстов реквизитов и визуальной информации на государственном и русском языках с сохранением их аутентичности. Принятие законопроекта будет способствовать эффективной реализации языковой политики в стране и не повлечет отрицательных правовых и социально-экономических последствий, – подчеркнула глава Минкультуры.
Также, согласно поправкам, вводится новое требование в части соблюдения порядка слов, правильного составления предложений и произношения при дублировании на казахский язык фильмов в соответствии с требованиями орфографии. К слову, действующим Законом «О кинематографии» предусмотрено, что прокат и показ фильма на территории Казахстана не на казахском языке должен быть обеспечен субтитрами или закадровым переводом на казахском языке. В связи с этим в ходе обсуждения депутат Жулдыз Сулейменова поинтересовалась, каким будет механизм проверки по выполнению новых требований при прокате фильмов.
По словам Актоты Раимкуловой, при нарушении данных норм, если будут продолжать поступать жалобы, уполномоченные органы смогут на два месяца приостановить прокатное свидетельство.
– Все фильмы, которые поступают в страну, получают свидетельство на прокат. И на два месяца мы можем приостановить действие данного свидетельства, если нормы не будут соблюдаться. Например, если будут допускаться орфографические ошибки или искажение текста, то мы вправе остановить или вовсе отозвать это свидетельство и не выдавать его. Это будет оцениваться как искажение информации согласно Закону «О кинематографии», – ответила министр.
Также, согласно повестке, Мажилис одобрил и пакет ратификационных законопроектов. Это договоры Казахстана с Северной Македонией о передаче осужденных лиц, о выдаче лиц, а также о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Во втором чтении палата одобрила депутатские законопроекты, направленные на совершенствование судебной системы. В этом ряду конституционные поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», изменения в Кодекс об административных правонарушениях, а также по вопросам модернизации судебной системы.
На пленарном заседании депутаты также рассмотрели дополнения Сената в законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О недрах и недропользовании» по вопросам добычи урана».
Необходимость внесения поправок обусловлена поручением Главы государства, данным 26 января 2021 года на расширенном заседании Правительства о запрете на создание государственных и частных операторов.
Кроме того, депутаты назначили профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым законопроектам. В числе поступивших в Мажилис – поправки по вопросам развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров. В этом ряду и ратификационные законопроекты: изменения в Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС, а также в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызстаном Договора о ЕАЭС, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов ЕАЭС в связи с присоединением страны к Договору.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Так, депутат Мажилиса Аманжан Жамалов просит разрешить использовать пенсионные накопления на реабилитацию после тяжелых болезней, косметологические операции и на процедуру ЭКО. Он напомнил, что на предыдущем пленарном заседании в своем депутатском запросе о необходимости оперативного утверждения Правил использования части пенсионных накоплений на лечение и перевода в доверительное управление управляющим компаниям Минздрав и Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка буквально за один день утвердили Правила.
– Оба эти документа можно охарактеризовать следующей цитатой неизвестного автора: «Если я не оправдал ваши ожидания, не обижайтесь, ведь это ваши ожидания, а не мои обещания», – так оценил документы мажилисмен.
Говоря о Правилах использования пенсионных накоплений на лечение, депутат констатировал, что из списка медицинских услуг, оказываемых за счет пенсионных накоплений, исключены услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
– При этом Министерство здравоохранения закрывает глаза на то, что ряд бесплатных услуг, оказываемых населению в рамках этих программ, требует решения таких проблем, как квота и очередь, так надоевших казахстанцам. К тому же, чтобы получить медицинские услуги в рамках ОСМС, необходимо иметь отчисления туда. На сегодня миллионы казахстанцев не имеют статуса «застрахован» в рамках ОСМС и, соответственно, вообще не могут получить никаких медицинских услуг, – отметил Аманжан Жамалов.
По его мнению, исключение бесплатных медицинских услуг из списка, оказываемых за счет пенсионных выплат, не выдерживает никакой критики.
Поводом для депутатского запроса Фахриддина Каратаева послужили пожары, произошедшие на прошедшей неделе в Жамбылской, Кызылординской областях и в Петропавловске, повлекшие человеческие жертвы, в том числе детей.
В связи с этим Фахриддин Каратаев считает необходимым поручить акиматам регионов провести полную инвентаризацию жилищ, где проживают многодетные
семьи, особенно времянки, дачи, другое неблагоустроенное жилье, на предмет оказания помощи в каждом конкретном случае, а также по результатам проведенного расследования событий в Жанатасе, Кызылорде и Петропавловске принять самые жесткие меры к виновным должностным лицам и дать об этом информацию в СМИ.
Депутат Айкын Конуров бьет тревогу в связи с ростом расходов казахстанских семей на продукты питания, которые, по последним данным 2020 года, достигли 54,3%, а также тем, что никто за это не отвечает и не предлагает системных решений.
– Безудержный рост цен становится не менее важным фактором ухудшения благосостояния казахстанцев, чем потеря доходов из-за пандемии. В январе нынешнего года цены на продовольствие стали выше на 11,4% в сравнении с январем прошлого года. При этом по отдельным важным для большинства потребителей товарам рост произошел значительно сильнее. Данный факт можно расценить как тревожный сигнал в сфере продовольственной безопасности. Но в то же время никто не несет ответственности и не предлагает системных решений, – отметил Айкын Конуров.
Он подчеркнул, что стабильное функционирование продовольственного рынка и недопущение необоснованного роста цен на продукты так или иначе курирует беспрецедентное число ведомств – это и Министерство торговли, и Министерство сельского хозяйства, и Агентство по защите конкуренции, и местные органы власти.
– Но слаженных результатов от их общей деятельности нет. Казахстан является одной из немногих стран региона, где нет программных документов в сфере продовольственной безопасности. Не выставлены ключевые индикаторы, в том числе по допустимой величине доли расходов на продовольствие в расходах домохозяйств, – отметил депутат.
Айкын Конуров констатировал, что имеющиеся индикаторы связаны лишь с обеспеченностью внутреннего рынка базовыми видами продовольствия отечественного производства. Этот подход давно устарел и никак не влияет на проблему экономической доступности продовольствия, которая является наиболее критической.
– Государственные механизмы не в силах справиться с отдельными отраслевыми сбоями, как это произошло со всплеском цен на куриные яйца и подсолнечное масло. Не содержат они и системных мер, чтобы идти в сторону смягчения продовольственной инфляции, – сказал он.
В связи с этим депутат считает необходимым выработку стратегии продовольственной безопасности с приоритетом экономической доступности продовольствия, определение конкретного ответственного госоргана либо создание комиссии по продовольственной безопасности, а также провести объективную оценку деятельности стабилизационных фондов как механизма стабилизации продовольственного рынка.
– Также просим предоставить сведения о выделенных и запланированных к выделению из бюджета средств на создание оптово-распределительных центров и других объектов в рамках национальной товаропроводящей системы, – заключил мажилисмен.