Фото © Игорь Бургандинов
Участники форума, организаторами которого выступили Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и Министерство национальной экономики РК, обсудили вопросы кооперации, активизации сотрудничества Европы и Азии, а также роль Казахстана в процессе интеграции двух регионов.
В своем приветственном слове Премьер-Министр РК Карим Масимов обратил внимание на усиление партнерства между Азией и Европой для обеспечения глобального роста.
– Азия и Европа возобновляют глобальный рост, который предполагает укрепление партнерства, улучшение прозрачности отношений, что способствует развитию хорошего управления. Мы не ограничиваем наши действия только экономикой. Мы укрепляем и развиваем взаимные интересы, – подчеркнул он.
Говоря об укреплении культурного партнерства, глава Правительства привел в пример сотрудничество с престижными европейскими образовательными учреждениями. Программы, принятые в Казахстане, позволяют 10 тыс. студентам получать образование за рубежом для того, чтобы они могли вернуться домой с новыми знаниями и новым опытом. Это свежее мышление космополитов, это поколение, которое имеет новые идеи.
– Мы должны дать возможность выразить потенциал новому поколению для того, чтобы способствовать развитию сотрудничества, – отметил К. Масимов.
Премьер-Министр обратил внимание на то, что сотрудничество между двумя континентами, научными центрами, инновационными компаниями должно быть институционализировано. Их общие усилия позволят преодолеть трудности и вызовы XXI века, а также удовлетворить специфические потребности.
К. Масимов выразил надежду, что на встрече будет заложена основа для усиления сотрудничества между двумя континентами, реализации новых совместных проектов, развития лидерства и обеспечения глобального роста. Казахстан сотрудничает как с европейскими, так и с азиатскими странами и имеет все возможности достичь этих целей.
С докладом на тему о лидерах и аутсайдерах мирового роста на форуме выступил президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф.
– Главный лидер мирового роста – Китай, который наилучшим способом использовал возможности догоняющего роста, при этом главным претендентом на роль нового лидера является Индия, – отметил он. – Россия сейчас находится в поисках правильной модели роста.
Ускорить его – просто, однако сложно обеспечить устойчивость. Главная разница между лидерами и аутсайдерами – в качестве институтов.
Г. Греф дал высокую оценку документу "100 шагов по реализации пяти институциональных реформ".
– Я могу достаточно профессионально оценить этот документ, так как много лет занимался этой темой. Это один из лучших документов, которые я когда-либо видел. Он всеобъемлющ, логично выстроен. И если из этих 100 шагов будет сделано хотя бы 50, а будем надеяться, что будет сделано больше, то очевидно, что Казахстан будет принципиально другим государством, – убежден глава Сбербанка.
– Что нужно сделать в России, чтобы преодолеть те негативные тенденции, которые сложились? Ровно те же самые 100 шагов, даже ничего придумывать не надо. Нужно делать эти 100 шагов вместе, – продолжил он. – Мы сегодня обсуждали эту тему с вашим Премьер-Министром, и я сказал, что в этом документе не к чему придраться. Это фундаментальный документ. Все настолько профессионально сделано, начиная с нумерации разделов. Первый и самый главный – качество государственного аппарата, качество людей, которые будут управлять страной. Если этого не будет, то про все остальное можно забыть. Все настолько логически структурировано, считаю, что это манифест трех четвертей мировых правительств. Страны, которые прошли этот путь, исчисляются единицами.
– Казахстан стартовал с одной из самых амбициозных программ в мире. Когда я читал эту программу, у меня было ощущение, что я читаю программу правительства Сингапура. Я думаю, что этой программе многие европейские правительства могут позавидовать, – заключил Г. Греф.
Вице-президент ЭксимБанка Китая Сан Пинг заметил, что предложенная руководством КНР осенью 2013 года стратегическая концепция всеобщего построения экономического пояса Великого шелкового пути нацелена и на активизацию сотрудничества между "полным жизни Азиатско-Тихоокеанским регионом и зрелой развитой Европой". Для решения этих задач, по его мнению, необходимо усилить политическое регулирование, устранить препятствия для торговли и инвестиций, шаг за шагом увеличивать доступ на рынки, сделать действительно беспрепятственным проход товаров, технологий, информации и людей. Кроме того, "моторным развитием" должно стать расширение финансового сотрудничества, "потому что независимо от того, строим мы Шелковый путь или развиваем производство, всем необходима финансовая поддержка". Он предложил создать новую модель финансового обслуживания, исследовав финансовые инструменты, подходящие для рынков Европы и Азии, найти новые продукты, расширяющие сферы финансового обслуживания, а также идентифицировать новую финансовую систему.
В свою очередь вице-президент Государственного банка развития Китая Жао Ксяу заострил внимание на изменениях в качестве сотрудничества между Европой и Азией.
– Я помню, как 20 лет назад, участвуя в Евразийском совещании министров финансов, чувствовал, что было много недопонимания как с европейской стороны, так и со стороны азиатских министров, ощущалась большая разница в менталитете, так как все страны фокусировались на своем развитии. Но сейчас появляется больше бизнес-возможностей, возможностей для инвестиций, – констатировал он. – Я вижу огромные изменения и в Казахстане. Астана сегодня – это не только новый город, но и новая модель развития, где имеется огромное количество различных возможностей.
Председатель правления НУХ "Байтерек" Куандык Бишимбаев рассказал о деятельности возглавляемого им Института развития, который, помимо реализации социально-экономических инициатив, ведет активную международную деятельность для привлечения иностранного капитала. Он проинформировал участников форума о реализуемых программах по поддержке несырьевых секторов экономики, содействии развитию малого и среднего бизнеса и других. По его словам, холдинг использует в своей деятельности как азиатские, так и европейские экономические модели, в частности, делая упор на частные модели и частные инициативы.