В новую реальность – на скорости и с комфортом

4314
Досжан НУРГАЛИЕВ
Соответствуют техническому регламенту ЕАЭС

Отрезок железнодорожного пути между станциями Мойынты и Киик издавна служит отрасли в качестве полигона для динамических испытаний железнодорожной техники и оборудования. Недавно здесь успешно завершился экзамен нового многофункционального пассажирского электровоза KZ 4AT компании Alstom, который движется со скоростью 200 км в час. И вот теперь настала очередь тестирования ширококузовных вагонов новой модификации, которые по своим габаритам почти в точности соответствуют привычному для нас стандарту вагонов, где «вольно дышит человек».

Относительно всего остального, что делает эти вагоны комфортными и технологически продвинутыми, то в этом смысле новые «Тальго» обладают максимумом удобств и совершенств, способных удовлетворить даже самых притязательных пассажиров. Словом, после поездки в таких вагонах вряд ли у кого будет повод сетовать на тесноту и низкие потолки купе, коридоров и тамбуров.

Как сообщили представители АО «Пассажирские перевозки», для проведения испытаний был заключен договор на сертификацию 8 типов вагонов на соответствие требованиям Технического регламента Евразийской экономической комиссии «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Испытательным центром назначен Казахстанский центр сертификации на железнодорожном транспорте.

Следует отметить, что до испытаний в Мойынты ширококузовные вагоны прошли не один этап тес­тирования на прочность и качество. Так, в центре IFFEngineering & Consulting в Лейпциге (Германия) проводились работы по испытанию на прочность кузова вагонов. Результаты положительные и соответствуют всем международным нормативам в области безопасности железнодорожного транспорта. В июне текущего года проведены испытания системы отопления, вентиляции и кондиционирования, итоги которых также были положительными.

В июле на полигон Мойынты – Киик для прохождения динамичных испытаний были направлены два состава, состоящие из 29 ширококузовных вагонов. На одном из этих составов проводились предварительные испытания тормозной системы, на другом – проверялись динамические характеристики при прохождении состава кривых малого и среднего радиуса. Предварительное заключение специалистов по обоим составам положительное.

В настоящий момент мы стали очевидцами испытаний противовесной системы вагонов в движении на скорости 200 км в час. Для непривычного взгляда – это потрясающее зрелище, наблюдать, как маленькая точка на горизонте стремительно превращается в поезд, который пулей пролетает мимо тебя и за несколько секунд снова становится крохотной точкой в безбрежном мареве степной дали.

Конкурентные параметры

Как сообщил в интервью заведующий лабораторией ОО «Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта» Григорий Горюнов, данный тип вагонов проектировался компанией «Тальго» с 2012 года при сотрудничестве с ВНИИЖТ. Текущие испытания – это завершающая фаза всей совместной работы по данному проекту. Говоря о преимуществах новых вагонов «Тулпар-Тальго», российский эксперт отметил, что главное их отличие от предыдущей модификации – это широкий кузов, который в целом увеличен на 30 см в ширину и на 22,4 см в высоту. При этом коридор стал шире на 10 сантиметров, санузлы стали просторнее в 1,8 раза. Увеличились в размерах и спальные полки.

Примечательно, что в новых вагонах предусмотрены дополнительные удобства, в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями. Например, в них есть душевые кабины и кнопки вызова проводника. Для перевозки багажа пассажиров здесь отведен специальный багажный вагон. Новым дизайном отличается и интерьер всех вагонов. Есть и совершенно новые типы вагонов «Турист» с местами для сидения. Каждое купе вагонов бизнес-класса оборудовано мойками и столиками. У вагонов гранд-класса и оснащение соответствующее – полный набор удобств, вплоть до душевой кабины.

Просторные купе для инвалидов оснащены раздвижными входными дверями в коридор и складными подъемниками с каждой стороны от входа.

Все это, в общем, дает возможность ширококузовным вагонам «Тулпар-Тальго» успешно конкурировать с вагонами других производителей как на региональном, так и мировом рынке.

Эксплуатируемые сегодня на многих транспортных маршрутах страны типы вагонов «Тальго» испытывались в расчете на скорость в пределах до 140 км в час. Теперь, с появлением высокоскоростных локомотивов и ширококузовных вагонов, речь идет о возможностях движения поездов со скоростью в 200 км в час. Но для этого, как пояснили эксперты, необходимо обеспечить соответствующие инфраструктурные условия, надлежащий уровень контактных сетей на путях. Между тем, как показывает практика, слабость большинства вагонов, производимых как в России, так и в дальнем зарубежье, – это их ограниченный температурный режим эксплуатации. Например, пассажирские вагоны, производимые в России, проектируются с расчетом на эксплуатацию в условиях не ниже минус 40 градусов. Вагоны «Тулпар-Тальго» в этом смысле более совершенны, их рабочий температурный режим составляет 50 градусов ниже нуля. То есть им не страшны даже самые жестокие якутские морозы.

Сегодня мировая система железнодорожного транспорта идет по пути обеспечения максимального комфорта и безопасности пассажиров. При этом в развитых странах для пущего комфорта компании стремятся оснас­тить поезда даже интернет-связью. В недалеком будущем такая возможность, очевидно, будет предоставлена и казахстанским пассажирам железнодорожного транспорта.

Динамические испытания продолжаются и будут вскоре завершены. Далее – оформление протоколов проведенных испытаний и передача их в органы сертификации. Выдача сертификата соответствия международным требованиям ожидается к 1 декабря 2016 года.

Сегодня вагоны «Тулпар-Тальго» курсируют на 12 маршрутах, связывающих практически все областные центры страны. В текущем году в КТЖ планируют полностью обновить маршруты Астана – Алматы и Алматы – Шымкент. Новые ширококузовные вагоны позволят обеспечить движение по этим направлениям два раза в день. В общей сложности в текущем году столичный завод «Тулпар-Тальго» обеспечит поставку компании КТЖ порядка 149 вагонов новой модификации.

57edc74b678f71475200843.jpeg

Индустриальный потенциал кластера

В настоящее время кластер железнодорожного машиностроения включает 189 предприятий малого и среднего бизнеса по производству продукции, комплектующих, материалов и запасных частей. На этих предприятиях создано свыше 12 тыс. новых рабочих мест. При этом освоено 5 120 наименований железнодорожной продукции. На сегодня доля казахстанского содержания в выпускаемой продукции составляет от 40 до 80%.

По мнению зарубежных экспертов, новые вагоны разработаны с учетом потребительского спроса и предпочтения рынка ЕАЭС, СНГ и других стран Азии. По сути, между оценкой рынка и принятием решения по практической реализации проекта прошло не слишком много времени. Это и есть мобильность и гибкость в условиях современной рыночной конкуренции. В итоге ожидается существенное увеличение спроса на продукцию завода со стороны отечественных и зарубежных компаний. В свою очередь это станет условием для роста объемов производства на предприятии и, конечно же, создания новых рабочих мест.

– Сегодня Казахстан идет по пути локализации высокотехнологичного производства. Да, пока колесные пары для таких вагонов и тормозное оборудование будут закупаться в Испании, но все остальное – от интерьера до начинки – будет производиться в Казахстане, обеспечивая людям новые рабочие места, – говорит Григорий Горюнов.

По словам представителей завода «Тулпар-Тальго», кроме колесных пар и тормозных систем, всю внешнюю конструкцию вагонов для четырех составов уже подготовили на производственных площадках, дело осталось за пусконаладочными работами. Следует также отметить, что в настоящее время на всех промышленных заводах железнодорожной отрасли страны активно проводится работа по модернизации и расширению линейки выпускаемой продукции. В частности, на обновленных производственных линиях ТОО «Тулпар-Тальго» до 2020 года будет произведено более 600 модифицированных вагонов. Кроме того, на предприятии начато производство инновационного грузового подвижного состава: полувагонов, зерновозов, фитинговых платформ.

За последние три года заводы «Тулпар-Тальго», «Локомотив құрастыру» и другие предприятия отрасли значительно расширили географию экспортных поставок своей продукции. Казахстанские тепловозы, электровозы и вагоны, стрелочные переводы и электроприводы поставляются в Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан, Украину, Россию, Иран и другие страны. В целом, как отмечают в КТЖ, общий экспортный потенциал отечественной отрасли до 2020 года составляет 250 тепловозов, 200 электровозов, 700 тыс. тонн рельсов, 500 пассажирских и 4,2 тыс. грузовых вагонов, 700 тыс. комплектов рельсовых скреплений и другой продукции на сумму более 3,3 млрд долларов в 17 стран мира.

Рентабельность плюс качество

На сегодня мощность завода «Тулпар-Тальго» – 150 пассажирских вагонов в год. Предприятие располагается в индустриальной зоне СЭЗ «Астана – новый город». Общая площадь освоенных производственных площадей завода здесь составляет уже свыше 31 тыс. кв. м, где размещены цеха с технологическими линиями по сборке различных типов вагонов, проектно-конструкторские и другие группы.

В числе технологических преимуществ вагонов «Тальго» – система естественного наклона кузова, что позволяет увеличить скорость прохождения кривых без снижения уровня комфорта пассажиров. Эксперты отмечают, что данная система является абсолютно инерциальной и не нуждается во внутренних или внешних элементах, обес­печивающих наклон кузова. Она абсолютно надежна и не требует затрат на техническое обслуживание. Срок эксплуатации вагонов «Тулпар-Тальго» составляет 40 лет.

Недавно в ходе ознакомления с работой индустриального парка завода «Тулпар-Тальго» Глава государства осмотрел один из пассажирских вагонов и выразил удовлетворение темпами роста отрасли железнодорожного машиностроения и реализацией программы развития скоростного движения.

– Продукция завода по производству вагонов «Тальго», о запуске которого я договорился много лет назад с королем Испании Хуаном Карлосом, в нашей стране получает широкое присутствие, – сказал тогда Президент Н. Назарбаев.

В 2015 году завод вышел на производственную мощность порядка 150 вагонов в год, и, судя по тому, как предприятие чутко и оперативно реагирует на конъюнктуру рынка, тренды и потребительский спрос, расширяя территорию сбыта, производство будет расти и далее. В первую очередь это покроет потребности отечественной отрасли пассажирского транспорта в вагонах новой ширококузовной модификации, что, несомненно, станет большим подспорьем в повышении качества предоставляемых услуг населению и рентабельности экономической специ­фики отрасли.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]