Их организаторы – Министерство образования и науки, Министерство по делам религий и гражданского общества, Конгресс политологов и Философский конгресс, Институт философии, политологии и религиоведения, Институт Евразийской интеграции при содействии Центра поддержки гражданских инициатив – пригласили к разговору ведущих ученых из Беларуси, Италии, России, Узбекистана, Казахстана. А также преподавателей и профессоров вузов, представителей государственных органов и научно-аналитических центров.
Приветствие участникам форумов прислал заместитель руководителя Администрации Президента РК Баглан Майлыбаев. Его зачитал вице-президент Ассоциации социологов Казахстана депутат Мажилиса Парламента Серик Сейдуманов. «За 25 лет Казахстан благодаря политике Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева достиг огромных успехов, – говорилось в приветственном адресе Б. Майлыбаева. – Произошли значительные преобразования в политической, социальной и культурной сферах. Курс Президента Казахстана на новую экономическую политику, индустриально-инновационное развитие и укрепление гражданского общества привел нашу страну к признанию мировым сообществом в качестве равноправного субъекта международных отношений».
Стоит добавить, что Администрация Президента, которая осуществляет политический менеджмент в стране, держит тесную связь с ведущими политологическими центрами, извлекая из мирового опыта самое ценное для научного анализа и понимания происходящих процессов.
Приветственные телеграммы прислали также министры образования и науки и по делам религий и гражданского общества. Они выразили уверенность в конструктивном диалоге и новых научных результатах. И пожелали ученым плодотворного обмена опытом и полновесного обсуждения философско-политологического измерения независимого развития Казахстана.
Депутат Сената доктор политических наук Ахан Бижанов в свою очередь подчеркнул тесную связь философии и политологии.
– Президент страны Нурсултан Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050», посвященной определению будущего, выносит философию диалога и взаимопонимания на первый план, – продолжил сенатор. – В связи с этим наряду с экономическим развитием особую значимость имеют актуальные проблемы в сфере духовности, поэтому актуализация идеи «Мәңгiлiк Ел» как духовной составляющей не случайна.
Президент Казахстанского философского конгресса, директор Института философии, политологии и религиоведения Зарема Шаукенова на правах организатора свое выступление посвятила итогам 25-летия Казахстана в политико-философском измерении.
– Сегодня потенциал государства определяется не только экономическими ресурсами и технологиями, – считает ученый. – Как подчеркивает Президент страны Нурсултан Назарбаев, «в условиях глобальных вызовов дать адекватный ответ можно только при условии сохранения нашего культурного кода – языка, традиций и ценностей. Особое значение для всех казахстанцев имеют любовь к родине, ко всей земле». Очевидно, что одной из магистральных линий философско-политологических исследований наших ученых является разработка ценностей национальной идеи «Мәңгілік Ел», ярко выразившей идеи роста национального самосознания, единства, сплоченности и высокой духовности нации.
Во многом эти идеи обращены к молодежи, которая составляет почти половину нашего населения. Так, число казахстанцев до 25 лет составляет 7,2 млн, или 41% от населения. Естественный прирост увеличился с 13,3 на 1 000 человек в 1991-м до 15,18 на 1 000 в 2015 году. При этом осознание себя гражданином суверенного государства, самостоятельно решающего вопросы собственного развития, – это тот вектор, по которому направлялись социализация и вступление в гражданскую жизнь поколения независимости. Поэтому в социально-психологическом плане сегодняшняя молодежь Казахстана – это поколение с качественно новым типом социальной идентичности. Одним из главных завоеваний независимости можно назвать такой факт: молодые люди воспринимают как должное, что они живут в свободной стране.
Продолжая эту мысль, член-корреспондент НАН РК Наталья Сейтахметова добавила, что казахстанская философия – это свободная наука, которая развивается в разных дискурсах Запада и Востока. Она имеет собственный стиль и уникальное содержание. Все это стало возможным с обретением независимости. «Казахстанская философия состоялась, – утверждает она. – У нас есть знаменитое направление – школа диалектики, основал которую известный ученый академик Жабайхан Абдильдин. Сегодня казахстанские философы читаемы, узнаваемы и открыты для диалога».
Участники встреч обменялись мнениями по прикладным социально-философским, культурологическим, политологическим и религиоведческим исследованиям.
Говоря о политологах, отмечу: здесь прежде всего речь шла о том, что стабильность, которая наиболее ярко характеризует 25 лет суверенного развития Казахстана, является самым мощным и реально осязаемым трендом его государственности. В связи с этим стоит сказать, что анализ казахстанской модернизации свидетельствует: именно социальный порядок представляет собой нормальное здоровое состояние общества. Директор Института философии Российской академии наук Андрей Смирнов в связи с этим выразил пожелание расширять горизонты совместных исследований. Тем более что обсуждать есть что – это отношение к глобализации и западной цивилизации, это вопросы идентичности и новой реальности.
Выдающийся философ Клод Леви-Стросс в свое время сказал, что XXI век будет столетием гуманитарных наук или его не будет вовсе. Форумы в «Ғылым Ордасы» подтвердили, что распространению гуманитарных наук в Казахстане предоставлена широкая свобода.