Утекающие возможности

661
Досжан Нургалиев
Фактор ответственности

Зима в наших краях суровая и метельная, а весна иногда полна капризов и сюрпризов. Вот и нынче то, что заготовила зима впрок для полей и лугов, озер и рек, весенняя оттепель живо «конвертировала» в ценную влагу и преподнес­ла регионам в качестве аванса на будущее. Ведь вода в стране, включая обильную влагу весенних половодий, это поистине бесценный ресурс, если суметь распорядиться с ним по-хозяйски, рационально и бережно, как неоднократно указывал на это Глава государства, говоря о необходимости строительства на местах водосборных систем для накопления осадочной и другой влаги.

Однако ситуация показывает, что в ряде мест и на сей раз оказались не готовыми встретить внезапно обрушившееся на них «счастье» во всеоружии. Обильная влага, разлившаяся через край, не только наступила на горло «песне» обладателей больших и малых водохранилищ, устроителей новых дамб и сооружений, акимов, эмчеэсников и прочих служб, но по ходу затопила села, расположенные, как на грех, в зоне разлива рек и паводковой опасности. И конечно же, печально, что большая вода нынешней весны стала для жителей некоторых районов СКО, ВКО, Акмолинской и Костанайской областей не благом, а напастью.

О том, что происходит сегодня в подтопленных селах и пригородах, немало говорится и транс­лируется в СМИ, и здесь мы не хотим добавлять масла в огонь общей критики, звучащей в адрес нерасторопных чиновников и строителей «мыльных» дамб. Нам бы хотелось взглянуть на ситуацию иначе – с точки зрения рациональности использования ограниченных водных ресурсов. И если называть вещи своими именами, то следует отличать весеннее половодье от паводка, где первое – это результат таяния снега, а другое – следствие выхода рек из берегов и затопления пойменных территорий. Паводки могут неоднократно повторяться в различные сезоны года в зависимости от обилия влаги, а половодье – явление сугубо одномоментное, масштабы которого зависят от объема снежного покрова. Для буйства природы и обильного травостоя в летнее время любое из этих явлений – благо. Но для людей, оказавшихся в зоне подтопления, безусловно, это стихийное бедствие.

В целом в нашей стране имеется около 800 малых и больших рек, в пойме которых в сезоны обильных осадков и половодий возникают наводнения. Столько же, по расчетам Всемирной метео­рологической организации, на территории Казахстана должно быть и гидрологических постов, но их на сегодня не более 307.

За последние 10 лет в Казах­стане зарегистрировано более 300 наводнений различного характера, из которых 70% приходится на разгул весенней стихии.

Между тем, как показывает прак­тика, от всевозможных потопов вряд ли кто застрахуется, находясь на территории разлива рек, где, по идее, строить дома не только нецелесообразно, но и опас­но. Тем не менее, судя по всему, люди строились и будут строиться в зонах паводковой опасности без всякой оглядки на здравый смысл, в том числе на топографию и гео­логию, рельефные и почвенные особенности местности, а также исторические пределы разлива рек. Например, в текущем году разлив реки Ишим в некоторых местах дос­тигает в ширину до 9 км. Таких масштабов разлива здесь давно не помнят. И куда же, спрашивается, устремится эта огромная масса воды, как не в низины? А там по берегам стоят деревеньки с каркасно-камышитовыми и саманными домиками, вросшими фундаментами в рыхлую землю…

Сегодня в стране реализуется программа модернизации, которая затрагивает не только сферу экономики, но и главную стихию нашей жизни – общественное сознание. Речь идет о трансформации мировоззрения казахстанцев, в том числе ответственных лиц, проводящих в жизнь политику государства. Но как сделать так, чтобы никто из этих «ответственных» не поступал безответственно к своим высокооплачиваемым обязанностям, строил города, села, дороги и объекты с расчетом на столетия – с толком, чувством и расстановкой? Ведь большие проблемы начинаются, казалось бы, с малых просчетов: решили, скажем, построить мост, да не подумали в гонке за освоением ресурсов, что он может разрушиться при первой же паводковой ситуации, или того хуже – соорудили дамбу, а она не простояла и года.

И в этом плане, очевидно, мы еще долго будем носить в себе отпечаток прошлой эпохи, когда масштабные кампании и бездумная гонка за прожектами приводили к беспорядочному строительству поселков и промышленных объектов там, где это, по логике вещей, неуместно. При этом кредо ляпкиных-тяпкиных по сей день тяготит сознание отдельных ответственных работников, «экономящих» миллиарды денег, да все под старую присказку: «пилите, Шура, пилите…».

Ресурсосберегающий формат

На плато Устюрт есть гигантские стреловидные геоглифы, которые, по мнениям ученых, являются на деле древними обводнительными сооружениями. Так это или иначе, но Устюрт своим неземным, безводным ландшафтом, кажется, напоминает миру о ценности живительной влаги на земле и тщетности человеческих усилий выжить там, где ее нет.

В Центральной Азии с незапамятных времен уровень развития того или иного оазиса хозяйственной культуры определялся прежде всего наличием водных ресурсов. Учеными установлено, что некогда в пределах Сарыкамышской впадины, расположенной между Аралом и Каспием, в том числе вдоль высохшего рус­ла древней реки Узбой, кипела жизнь оседлых цивилизаций, превративших эту местность в зеленый оазис процветания и могущества. И это было время, когда Сарыкамышская впадина была полноводным бассейном. Но ушла вода, а вместе с ней канули в миражи времени и эти безвестные очаги былых культур, признаки которых при взгляде с космоса напоминают лишь о том, что в природе нет ничего лишнего, в том числе воды.

Ограниченность водных ресурсов – существенный тормоз для развития экономики любого региона, какими бы радужными перспективами он ни обладал. И в этом смысле Центральный и Северный Казахстан – кладезь минеральных ресурсов, но вместе с тем это территория, не слишком богатая водными источниками, способными поддерживать приемлемый уровень жизни в долгосрочной перспективе с учетом перманентного роста потребления. По оценкам специалистов, на один квадратный километр этой географической зоны приходится лишь около 8 тыс. куб. м водных ресурсов, в то время как в среднем по республике это показатель составляет 22 тыс. куб. м, в ВКО – 70, на юго-востоке страны – 62.

Между тем великий круговорот воды в природе, при котором ни одна капля влаги не пропадает зря, хотя и проходит через сис­тему сложных превращений, очевидно, служит еще и показателем высокой рациональности по отношению к главному ресурсу планеты, из которого примерно на 70% состоит и сам человек. Тем не менее потребности человечества, в том числе жителей Астаны и других регионов в водных ресурсах год от года растут, причем не только в зависимости от роста населения, но и в силу давления техногенного фактора на каждый кубический сантиметр гидросистемы.

Данные гидрологов говорят о том, что суммарный объем поверх­ностного стока воды в пределах Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей не превышает 4 млрд куб. м, причем более 90% этого объема приходит именно весной в течение 20–30 дней при интенсивном таянии снега. То есть реально располагаемый объем воды в регионе не более 1 млрд кубометров, с учетом подземных вод – 1,1 млрд куб. м. В соответствии с потребностями региона в обозримой перспективе в пределах 2,5–3 млрд куб. м воды дефицит ее составляет примерно 1,5–2 млрд кубомет­ров. Для покрытия этого объе­ма, как предполагали ученые прошлых десятилетий, придется использовать водные ресурсы реки Иртыш. Так или иначе, но стратегическое значение этой реки трудно переоценить, если брать во внимание тот факт, что нагрузка на ее водные ресурсы увеличивается не только в нашей стране, но и там, откуда она берет свое начало, – в КНР.

Согласно прогнозам Комитета по водным ресурсам МСХ РК, к 2040 году доступные водные ресурсы в Казахстане могут составить порядка 13 млрд кубометров воды. То есть разница между спросом в 25 млрд куб. м и предложением в 13 млрд куб. м и составит ожидаемый дефицит в 12 млрд кубометров. Но проблема ожидаемого дефицита воды, как считают специалисты, в Казах­стане решаема за счет собственных ресурсов, если целенаправленно и последовательно реализовать предлагаемый комплекс мероприятий в трех основных группах потребителей – в сельском хозяйстве, промышленности и ЖКХ. Причем аграрному сектору будет уделено особое внимание, поскольку эта сфера на сегодня остается основным потребителем водных ресурсов.

Предполагается, что внедрение влагосберегающих технологий в АПК и проведение комплексной модернизации оросительных сис­тем позволят покрыть до 43% от ожидаемого дефицита воды или экономить ежегодно до 5,3 млрд кубометров. Еще 28% от общего объема дефицита в объеме 3,4 млрд кубометров в год можно покрыть за счет модернизации инфраструктурных объектов по транспортировке, распределению и хранению воды. Кроме того, добиться сокращения дефицита еще на 7%, или на 0,8 млрд кубометров в год, можно за счет модернизации коммунальной инфраструктуры и внедрения водосберегающих технологий в промышленности.

Оставшийся дефицит в объеме 22%, или 2,7 млрд кубометров воды, программа предусматривает покрыть за счет межбассейновой переброски водных ресурсов для решения локальных проблем водообеспечения, а также на основе пересмотра структуры посевов влагоемких культур.

В целом все три основных пот­ребителя водных ресурсов – АПК, ЖКХ и промышленность – могут существенно повысить эффективность водопользования в стране, в том числе в центральных и северных регионах страны. Например, в АПК сокращения потерь с 66 до 27% можно добиться за счет модернизации оросительных сис­тем, что позволит экономить в целом по отрасли порядка 11,2 млрд кубометров воды в год. В промышленности сокращение потерь с 40 до 19% предусматривается в основном за счет внедрения сис­тем оборотного водоснабжения. Это позволит экономить отрас­левикам до 900 млн кубометров воды в год. Снижение ресурсных потерь в ЖКХ с 58 до 19% специа­листы предлагают за счет модернизации инфраструктуры и очистных систем, что позволит экономить около 300 млн кубометров воды в год.

Впрочем, несмотря на актуальность данной программы, ее реализация потребует немалых финансовых ресурсов. Например, модернизация водного сектора до 2040 года требует капиталовложений в размере 8,2 трлн тенге, из которых 5,4 трлн тенге преду­смотрены из средств республиканского и местных бюджетов, а 2,8 трлн тенге – частные инвес­тиции и заемное финансирование со стороны международных институтов развития. При этом предусматривается постепенный пересмотр уровня тарифа для всех категорий потребителей. Но это также предусматривает и увеличение ответственности тех, кто сегодня предоставляет услуги по водообеспечению населения, в том числе стоит на страже паводковой безопасности.

В настоящий период в Казах­стане насчитывается 1 665 гидротехнических сооружений (ГТС). Из них в республиканской собственности находятся 464 ГТС, в коммунальной – 929 ГТС и в частной собственности – 212 ГТС.

В целом на этих гидротехнических объектах ежегодно накап­ливается порядка 95 млрд куб. м воды, предназначенных на все хозяйственные нужды: генерацию электроэнергии, обеспечение потребностей промышленного и аграрного производства, а также коммунальной сферы страны. Но почему, спрашивается, проб­лема паводковой безо­пасности обострилась именно сейчас, в то время как в прежние десятилетия с угрозами подобного характера регионы не сталкивались?

Ответ на этот вопрос, как считают эксперты, очевидно, кроется в разнице подходов по управлению системой накопления и распределения воды, а также в отсутствии дополнительных резервуаров для сброса воды с водохранилищ, которые к моменту весеннего притока воды нередко бывают переполненными выше критической отметки. Авральный сброс воды приводит не только к масштабному разливу рек с подтоплением прибрежных поселков, но и к большему – безвозвратной потере воды и тех хозяйственных возможностей, которые попросту утекли куда-то к берегам ледовитых морей.

Популярное

Все
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
«Твой сын что-то натворил» – ясновидящая предупредила мать Бишимбаева о трагедии
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Пострадавшие благодарят за помощь
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Ясновидящая-свидетель по делу Бишимбаева заявила об угрозах в свой адрес
В правительстве обсудили проект по финансовой грамотности
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Ксения Собчак - о «тихой революции» в казахстанском обществе
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
В Минсельхозе опровергли информацию о продаже на рынках мертвечины
В Астане дольщики многострадального ЖК спустя 13 лет получат ключи
Бишимбаев планировал пристыдить Нукенову снятыми в ночь избиения видео
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Нацгвардия продолжает доставлять гуманитарные грузы в район…
Министр обороны обратился к военнослужащим-участникам прот…
Начались работы по модернизации международного пункта пропу…
Скальпель сменили на гамма-нож

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]