Юрий АРАВИН, музыковед, заслуженный деятель искусств РК, кавалер ордена "Парасат"В истории независимости Казахской степи испокон веков огромную роль играли народные инструменты. Это призывный клич кернея, это грозный голос дауылпаза, это стремительные и воодушевляющие звуки домбры. Стихи народных акынов – искренние, пронизанные болью за судьбу народа, благодаря этим инструментам звучали особенно патриотично, оказывая огромное воздействие на людей и утверждая в сердцах любовь к Родине.
Во время праздничных концертов, посвященных Дню Независимости Казахстана, вновь звучали древние казахские инструменты. Например, в репертуаре фольклорно-этнографического ансамбля "Туран" Республиканского музея народных инструментов есть произведения, воскрешающие образы и события далеких героических времен. Наверняка прозвучали и стихи из богатырского эпоса XVII века "Камбар-батыр", подтверждающие особую значимость музыкальных инструментов в решающие моменты истории: "Девять всадников взяв с собой, /; В боевую одевшись медь, /; Он велел им в дудки дудеть, /; Он велел в барабаны греметь… /; Устремились войска, заиграл керней". Подобные строки есть в поэме "Алпамыс-батыр": "Зазвучали керней и сырнай, /; С жутким свистом ядра полетели…"
Древний легендарный керней служил сигнальным инструментом, созывая людей и на праздники, и на войну. Так, акын начала ХХ века Казангап Байбол пел: "Ты играй на свадьбе медный керней!" Наряду с кернеем в Казахской степи использовались и другие сигнальные военные инструменты. Известный этнограф XIX века Эйхгорн приводил в пример инструмент под названием "Уран", что в переводе с казахского языка означает "клич". Он издавал пронзительные, даже угрожающие звуки. В знаменитой поэме "Ер Таргын" упоминается еще один инструмент, имевший непосредственное отношение к военным действиям: "Это войско торгаутцев, их соседей – ойнаутцев. /; Движется со звоном шин с барабанным боем". Шин – это и есть военный инструмент с резким вибрирующим звучанием.
А вот ударных существовало множество. Это и дауылпаз с деревянным корпусом, и шиндауыл с медным корпусом, и да́был с двойной мембраной, и дангыра. Но особое впечатление среди них производит, конечно, огромный барабан да́был. На него натягивалась кожа двух верблюдов, и в него били казахским соилом – огромной колотушкой, похожей на боевую палицу.
Все они, издавая грозные звуки, вдохновляли воинов на бой и устрашали противника. Но звучали в воинском стане и инструменты мирной жизни, как воспоминание о родных людях и доме. Выступая на фронтах Великой Отечественной войны, Ысхак Валиев играл на медном сыбызгы, а Даулет Мыктыбаев – на кыл-ко́бызе в ансамбле с гитарой и гармоникой. И в стародавние времени после военных событий певцы-сказители, жырши и жырау под аккомпанемент шертера, адырны, жетигена и, конечно же, кыл-ко́быза притчами-жоктау оплакивали погибших героев и прославляли подвиги батыров.
Изучая историю уникальных казахских инструментов, я написал стихи, которые, надеюсь, будут интересны читателю: "Урана рев на битву созывал батыров, /; Кернея клич отвагой наполнял сердца. /; И да́был громом устрашая, /; Заставил трепетать врага. /; А после битвы тетивою лука /; Пропела славу павшим адырна. /; И в утешенье женщин одиноких /; Кыл-ко́быза заплакала струна..."