Лейла ЖАКАЕВА, заместитель заведующего отделом анализа и планирования департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК, доктор юридических наукИмея программное значение, конституционные ценности находят отражение в нормах Основного закона, определяющих цели, задачи и фундаментальные принципы, на которых базируется общественное и государственное устройство страны. Речь идет о правовых положениях, устанавливающих ценностные ориентиры развития, а также предназначение функционирующих в республике государственных и правовых институтов.
Спектр таких конституционных положений для каждого государства индивидуален. В значительной степени он предопределен конкретно-историческими условиями развития, политическими, социальными и экономическими задачами, стоящими перед страной.
Особое место в системе казахстанских конституционных ценностей занимают положения преамбулы Основного закона, имеющие базовое значение для понимания и интерпретации смысла конституционных норм. Поскольку без предварительного целостного восприятия ее аксиологической составляющей сложно уяснить содержание конституционно-правовых норм и институтов.
Качествами конституционных ценностей обладают нормы об утверждении Казахстана демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. А также основополагающие принципы деятельности республики: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов демократическими методами.
Статусом конституционных ценностей обладают также нормы об унитарном государстве с президентской формой правления, о содержании народного и государственного суверенитетов, о единстве власти и ее разделении на ветви, о верховенстве Конституции и действующем праве.
В соответствии с гуманистическим мировоззрением главный признак ценности – наличие в ней благотворных для человека свойств либо возможность использовать эту ценность во благо человека.
С этой точки зрения качествами конституционной ценности обладают положения Основного закона об утверждении Казахстана социальным государством, в соответствии с которыми гарантируются конституционные права и свободы человека, планомерно создаются условия для достойной жизни и свободного развития личности.
Как показывает исторический опыт, социальные вопросы выходят на первый план при осуществлении радикальных экономических преобразований, служа стимулом и в то же время их необходимой предпосылкой. Наличие прочных экономических основ государственного развития – обязательное условие и средство реализации успешной социальной политики.
По мере экономического роста создание благоприятных социальных условий жизни населения государства становится главной целью его деятельности.
Конституционно-правовая практика свидетельствует о нашем стремлении упрочить не только базовые ценности казахстанского общества, но и социально-экономические основы государственности в условиях высокой динамичности общественных отношений, на фоне наметившейся в мире тенденции использовать юридическую силу Основного закона для решения повседневных, но весьма актуальных в современных условиях экономических проблем.
Обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, поэтому закономерно, что именно права и свободы определяют содержание казахстанского законодательства. Их ограничение может иметь место в исключительных случаях и в особом порядке: только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
В то же время права и свободы человека и гражданина не абсолютны, их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.
Таким образом, общественный порядок, здоровье и нравственность населения дополняют перечень конституционных ценностей. При этом важнейшая задача – поддержание баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей и интересов, поскольку, будучи действенным инструментом обеспечения баланса между возможным и должным, принцип соразмерности выступает эффективным средством предотвращения конституционных коллизий.
Один из атрибутов казахстанского конституционализма – ценностно-мировоззренческие или идеологические ориентиры государственного и общественного развития. Пункт 1 статьи 5 Конституции предусматривает, что в нашей стране признается идеологическое многообразие, а это означает возможность сосуществования различных идеологических взглядов и воззрений.
Одновременно многообразие предполагает право различных социальных групп формулировать, выражать и отстаивать, в необходимых случаях и в рамках закона, собственное видение государственного и общественного развития. Будучи необходимой предпосылкой политического многообразия, идеологическое многообразие означает возможность использовать легитимные средства выражения интересов, прямо и опосредованно участвовать в осуществлении государственной власти и самоуправлении.
Интегрируя политико-правовые и нравственные ценности, Конституция способна влиять не только на правосознание, но и на процесс формирования общественного мировоззрения. Одно из проявлений и практический результат такого воздействия – толерантность, единство и сплоченность многонационального и многоконфессионального казахстанского народа.
Как известно, институтом представительства интересов полиэтнического населения страны выступает Ассамблея народа Казахстана. Содействуя духовному единению казахстанской нации и участвуя в формировании законодательной ветви власти, она представляет собой уникальную по содержанию и форме конституционную ценность.
Государством всемерно поддерживается процесс формирования казахстанской идентичности через развитие институтов демократии и гражданского общества. Юридической гарантией консолидации казахстанского общества является запрет дискриминации граждан по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, религии. В этом смысле проведение на казахстанской земле съездов лидеров мировых и традиционных религий – не только убедительное подтверждение многовекторности и плодотворности международного сотрудничества, но и результат воплощения конституционных ценностей.
В современной конституционно-правовой науке активно культивируется концепция «основной структуры конституции», в рамках которой Основной закон рассматривается как структурно единая, но иерархически сложенная система ценностей. Причем нередко высказывается мнение об иерархии ценностей, определяемой в процессе правотворчества и правоприменения, или отмечается ее зависимость от результата нахождения баланса между частными и публичными интересами.
Признавая иерархию конституционных ценностей понятием умозрительным, тем не менее приоритет положений о «высших» ценностях, которые изначально декларируются в качестве системообразующих, сложно отрицать.
В одном из своих решений Конституционный совет РК отметил, что конституционная норма о том, что "высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы», свидетельствует о приоритете для Республики Казахстан общечеловеческих ценностей. Из данной формулировки вытекает сопряженность содержательных характеристик общечеловеческих и национальных ценностей, о чем свидетельствует процесс имплементации международно-правовых норм в отечественную правовую систему".
Феномен конституционных ценностей в значительной степени обусловлен содержанием Основного закона – акта высшего политико-правового уровня, служащего базой для развития национального законодательства.
Как показывает исторический опыт Казахстана, Конституция привносит в правотворческую и правоприменительную практику цели, задачи и принципы, позволяющие успешно и поступательно развивать государство и право. Одновременно Конституция стимулирует совершенствование законодательства, направляя его на реализацию собственных норм применительно к определенным общественным условиям и конкретно-исторической ситуации.
Конституционное развитие Казахстана за предшествующее двадцатилетие происходило в целом эволюционным путем, что не исключало периодов преодоления сложностей и противоречий, сопряженных с необходимостью детального правового регулирования общественных отношений в условиях поиска оптимальных путей упрочения государственности.
В основе конституционных преобразований лежали интересы гармоничного и поступательного развития Казахстана, задачи обеспечения устойчивости экономической и политической систем в эпоху глобализации и необходимости предотвращения влияния негативных факторов и последствий.
Как известно, Конституция 1993 года была компромиссным актом, основанным на совмещенных с прежним общественно-политическим строем принципах формирования и функционирования органов государственной власти, что не исключало антагонизма программ дальнейшего общественного переустройства и конфронтации политических сил.
С принятием Конституции 1995 года удалось кардинально перестроить систему власти, предотвратить ее внутреннее противостояние в интересах консолидации общества, усиления экономической составляющей суверенитета и, следовательно, более глубокой социальной ориентации государственной политики.
Одна из характерных черт правового регулирования конституционного процесса – стремление обеспечить стабильность Основного закона. Однако это не исключает реформирования текста Конституции в соответствии с изменяющимися условиями и политической стратегией. О чем красноречиво свидетельствуют успешные конституционные реформы 1998 и 2007 годов, связанные с изменением порядка формирования и перераспределением функций органов государственной власти.
Стабильности Основного закона в значительной степени способствует деятельность Конституционного совета РК. Примечательно, что потребность в официальном разъяснении смысла Конституции вызывается не только неоднозначностью содержания его норм или их понимания, но и нередко трудностями правоприменения, обусловленными законодательными неточностями и пробелами. В этом случае казахстанский орган конституционного контроля включает в итоговое решение рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, подлежащие обязательному рассмотрению государственными структурами.
Правотворческая и правоприменительная практика Казахстана свидетельствует, что реализация конституционных ценностей – это постоянный и многосложный процесс, содержание которого не ограничивается конституционными нормами и их законодательной интерпретацией. В значительной мере ее результативность обусловлена политической волей руководства страны, выраженной в перспективных и текущих государственных планах и программах.
Особое значение для нас имеют программные документы, ежегодные Послания и другие акты Президента РК – Лидера нации, в которых определяются генеральные направления политической, социальной и экономической модернизации государства, конкретизируются сферы дальнейших общественных преобразований. Подкрепленные соответствующей правовой базой, они способствуют планомерному и неуклонному воплощению конституционных ценностей в повседневную реальность.
В условиях масштабности предстоящих политико-правовых и социально-экономических преобразований, вытекающих из "Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", а также институциональных реформ, провозглашенных Президентом республики на XVI съезде партии "Нур Отан", важно обеспечить не только высокое качество правового регулирования, но и законодательно гарантировать эффективность реализации норм Конституции, заложенных в ней принципов и идей.