– На сегодня можно сказать, что в Казахстане сформировано "электронное правительство", – сказал, перейдя к результатам проводимой работы, А. Исекешев. – Так, в рейтинге ООН "электронное правительство" для людей" за прошлый год Казахстан занял 28-е место среди 193 стран мира. По индексу сетевой готовности отчета ВЭФ по итогам 2014 года Казахстан занял 40-е место из 143 государств. Плотность пользователей Интернета в Казахстане составляет более 70%. Внедрены такие технологии, как стандарты связи CDMA/EVDO (Evolution Data Optimized), предназначенные для обеспечения связи в сельской местности, FTTH (Fiber to the home), используемое в городе, а также продолжаются работы по внедрению технологий 3G и 4G.
Далее министром было отмечено, что государственные услуги в РК оказываются как посредством "электронного и мобильного правительства", так и через ЦОНы. Только через инфраструктуру "электронного правительства" предоставляется более 700 услуг и сервисов. С 2012 года все лицензии выдаются только в электронном виде. Через "мобильное правительство" гражданам сегодня доступно более 50 услуг и сервисов. В 2016 году их количество достигнет 100.
– По инициативе Главы государства для оказания более качественных государственных услуг населению в Казахстане, по опыту передовых стран, планируется создание государственной корпорации "Правительство для граждан", – продолжил А. Исекешев. – Учитывая постоянное появление новых технологий, нами был разработан законопроект, предусматривающий развитие следующих направлений с учетом мировых трендов развития: создание открытого государства; формирование сервисной модели информатизации; введение архитектурных инструментов; обеспечение безопасности при использовании ИКТ; использование открытого программного кода; увеличение уровня цифровой грамотности среди населения (согласно результатам 2014 года, компьютерная грамотность населения составила 64,1%); дальнейшее совершенствование мероприятий по поддержке предпринимателей в сфере ИКТ.
Основные направления, предусмотренные в законопроекте, по словам министра, приведут к следующим результатам: посредством создания открытого правительства государство будет ближе к народу, повысится доверие народа к государству; за счет внедрения сервисной модели будет развиваться малый и средний бизнес, увеличится возможность продажи продукции IТ-компаний (а также увеличится казахстанское содержание в отрасли ИКТ); за счет внедрения сервисной модели увеличится экономия бюджетных средств, а именно: не будут закупаться по отдельности серверы, программы и работы по их поддержке.
Так, прогнозируется, что при переводе на аутсорсинговую модель объем сокращенных затрат государственных органов на приобретение и системно-техническое обслуживание собственного серверного оборудования к 2020 году составит 30%. До 80% к 2020 году увеличится уровень цифровой грамотности населения. В результате граждане смогут получать актуальную, достоверную информацию на постоянной основе посредством приложений, которые будут создаваться бизнес-сектором на основе открытых данных.
Как было отмечено выступающим, уже сегодня функционирует портал, где опубликованы 219 наборов данных по таким сферам, как транспорт, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, безопасность. Также в Казахстане наблюдается тренд усиления и расширения гражданской активности за счет увеличения числа пользователей социальных медиа, что составляет почти 60%. То есть если раньше социальные медиа использовались как средство общения и развлечения, то сегодня они становятся инструментами информирования, дискуссионными площадками, а также инструментами финансирования устойчивого развития.
Подводя итог вышесказанного, министр по инвестициям и развитию РК выразил уверенность, что данная конференция послужит эффективной площадкой для обмена опытом и формирования решений на новые вызовы мировой экономики в целях устойчивого развития.