Реализация госпрограммы «Нұрлы жол – Путь в будущее», инициированной Президентом Нурсултаном Назарбаевым, уже играет заметную роль в инфраструктурном развитии Алматинской области. В последние годы в Семиречье развернулось масштабное строительство автомобильных дорог, на эти нужды региону выделено самое крупное финансирование в стране. В числе проектов – участки автотрасс Западная Европа – Западный Китай, Алматы – Астана и Алматы – Усть-Каменогорск.
…Еще несколько лет назад главная транспортная артерия Жетысу, дорога Алматы – Талдыкорган (часть магистрали Алматы – Усть-Каменогорск), считалась одной из самых проблемных. Рельеф местности изобилует крутыми спусками и подъемами, ежегодно в авариях гибли сотни людей. Каждой весной на узком двухполосном шоссе разрушалось асфальтное покрытие, проложенное еще в далекие 1970-е годы. Регулярно проводился ямочный ремонт, однако качество дорожного полотна все равно оставляло желать лучшего.
Сегодня трассу не узнать: построен скоростной автобан, отвечающий самым современным стандартам. На месте старого покрытия, которое полностью срезано, уложен асфальтобетон, способный выдержать увеличенную нагрузку на ось. От Талдыкоргана до Капшагая дорогу сделали четырехполосной, а от Капшагая до Алматы (где интенсивность движения больше) ее расширили до 6 полос. Трасса протяженностью 260 километров практически завершена, за исключением небольшого участка в районе поселка Бактыбай близ Талдыкоргана, где возникли проблемы со сносом жилых домов.
Объект построен со всеми необходимыми ограждениями, с широкой разделительной полосой посередине. Чтобы выровнять сложные изгибы на перевалах, подрядчики провели взрывные работы. Теперь водитель может видеть путь на расстоянии до километра, и все это существенно снизило уровень аварийности. Автолюбители уже испытали на прочность качество новой «бетонки», по их отзывам, трасса – одна из лучших в стране.
На реализацию проекта из республиканского бюджета выделялось около 120 млрд тенге. Что касается мультипликативного эффекта, то в ходе реконструкции было создано 2,4 тыс. рабочих мест. Вдоль трассы выросли современные асфальтобетонные заводы, поставлявшие свою продукцию прямо на объект. Почти 100% используемых стройматериалов – отечественного производства.
Как сообщил директор Алматинского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Батыр Дадамурзаев, качество дорожного полотна аналогично автобану Астана – Бурабай. Применена многослойная технология, которая защищает дорогу от механического износа и воздействия природно-климатических факторов. Срок службы цементобетонной конструкции – 20–25 лет без капремонта.
– Благодаря проекту отрасль получила собственных высококвалифицированных инженеров, которые строят дороги по лучшим мировым стандартам, – подчеркнул эксперт. – В районах, по территориям которых проходит трасса, проживает почти 400 тысяч человек. Вот почему этот транзитный коридор можно назвать дорогой жизни.
Тем временем настоящий инфраструктурный бум переживает приграничный Панфиловский район Алматинской области. Здесь проложена железная дорога Жетыген – Коргас, готовится ввод в эксплуатацию автобана Алматы – Хоргос (конечного участка международного коридора Западная Европа – Западный Китай). Выросли новые поселки с больницами, детскими садами и школами, проложены линии электропередачи, ведется газификация.
Продолжается строительство сухого порта и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Налажен пропуск контейнерных поездов из китайского Чунцина в германский Дуйсбург, преодолевающих расстояние в 11 тыс. км за 15 дней. Такие сроки значительно короче перевозок морским путем. В результате за последние 5 лет транзит по маршруту Китай – Европа вырос в 40 раз. Планируется увеличение пропускной способности сухого порта до 5 млн тонн.
По оценкам специалистов, объединив все эти проекты в одно целое, можно создать в регионе мощный транспортно-логистический центр, что позволит увеличить грузоперевозки, привлечь инвестиции и создать новые рабочие места. Программа «Нұрлы жол» оказывает огромный эффект и на смежные сферы: вдоль строящихся автодорог предусмотрено обустройство современных кемпингов, торгово-развлекательных зон, пунктов медицинской помощи, общепита, СТО, заправочных станций. Это станет стимулом для развития туризма и малого бизнеса, обеспечит рост экономики, что, в свою очередь, благотворно скажется на социальном самочувствии местных жителей.