Территория транзитных возможностей

1358
Досжан Нургалиев
Фактор роста

Глобальные тенденции, связанные с переориен­тацией инвестиционных, ресурсных, технологических и других потоков, впервые за последние несколько столетий вновь предопределяют Центральной Азии роль транс­портного и торгового «моста» между двумя геоэкономичес­кими полюсами – Западом и Востоком. В этом процессе Казахстан, реализую­щий крупные транспортно-логистические проекты, становится территорией транзитных возможностей для участников меж­дународной торговли.

На основе концентрации всех проектов, касающихся инфраструктуры, в Государственной программе «Нұрлы жол» Казахстан активно выстраивает современную систему транзитно-транспортных коридоров, обеспечивающих безопасные и более короткие пути к крупнейшим рынкам континента.

Конечно, с точки зрения себестоимости транспортировки грузов на международные рынки морской путь считается наименее затратным (издержки в конечной цене товаров здесь варьируются от 2 до 11%. Издерж­ки же железнодорожного транспорта оцениваются в пределах 10–11%. Но сегодня для бизнеса куда важнее наличие более коротких и безопасных марш­рутов. И в этом плане транс­континентальные сухопутные линии, простираю­щиеся в пределах древнего Шелкового пути, вновь стали востребованными.

Что Казахстан сделал в этом контексте? Если говорить об автодорожных проектах, то с 2010 года проведены реконструкция и капитальный ремонт порядка 5 тыс. км трасс республиканского значения – 85% из них сейчас в хорошем и удовлетворительном состоянии. Правда, дороги областного и районного уровня все еще требуют внимания – здесь данный показатель составляет 65%.

В целом в течение двух истекших лет на эти цели было выделено более 600 млрд тенге. Средства полностью освоены. Работы велись по девяти направлениям: Западная Европа – Западный Китай, Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Петропавловск, Жезказган – Петропавловск, Актобе – Атырау и Уральск – Каменка.

В итоге полностью открыто движение по транзитному коридору, связывающему КНР и Европу, участкам Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Капшагай – Балпык-би, Бейнеу – Шетпе и Кокшетау – Петропавловск. Завершено строительство самого крупного мостового перехода в Центральной Азии через Иртыш в Павлодаре протяженностью 12 км.

Кроме того, с нынешнего года реализуются новые проекты по маршрутам Кандыагаш – Макат, Жетыбай – Жанаозен, Курты – Бурылбайтал, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Калбатау – Майкапшагай, Ушарал – Достык и другие протяженностью 2,5 тыс. км. Всего в нынешнем году планируется охватить строительством и реконструкцией 4,4 тыс. км дорог и задействовать в этом процессе около 90 тыс. человек.

При этом планируется поэтапное внедрение платности на 6 тыс. км дорог к 2020 году. Среди проектов, вводимых в эксплуатацию в нынешнем году, – автобан Алматы – Хоргос, который наряду с железной дорогой, СЭЗ и международным центром приграничного сотрудничества, станет компонентом мощного транзитно-логистического хаба в регионе. Между тем на западе страны Актобе также рассматривается в качестве одного из крупных транзитно-логистических центров.

В рамках сопряжения транзитных векторов развития руководство Актюбинской области и правительство Оренбурга намерены создать в приграничной зоне современный транспортно-логистический центр, связанный с международным транзитным коридором Западная Европа – Западный Китай. Грузопоток здесь с каждым годом увеличивается, что подтверждают представители транспортно-логистического центра Accent Logistics в Актобе, чьи складские терминалы уже заполнены на 65%.

– Преимущества нового транспортно-логистического центра неоспоримы. Если раньше весь поток грузов направлялся в Алматы и уже оттуда расходился по стране, то сегодня у многих казахстанских и зарубежных компаний появилась возможность хранить и отпускать свои товары в Актобе. При этом идея строительства нового терминала в приграничной зоне – оптимальное решение в условиях роста грузопотока, – отмечают представители регионального бизнеса.

В целом кардинальное значение проектов отрасли, реализуемых в рамках «Нұрлы жол», состоит в том, что новые автодороги позволят увеличить транспортные потоки внутри страны и расширить экспортный потенциал казахстанских производителей товаров и услуг. Кроме того, появляется возможность активного развития в Казахстане придорожного сервиса как емкой сферы занятости населения регионов.

Окно в будущее

С учетом перспективы роста грузопотока из Китая в Европу и страны Ближнего Востока по сухопутному маршруту Казахстан стремится привлечь к 2020 году до 15 млн тонн, или порядка 8% от глобального объема морских перевозок. В этом случае реальные доходы страны от транзита могут нарастать перманентно. В этом контексте транзитно-транспортные проекты «Нұрлы жол» – большой задел возможностей на будущее.

В соответствии с задачами, обозначенными в 65-м шаге Плана нации и Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в рамках развития новой евразийской логистической инфраструктуры к 2020 году в транспортной сфере необходимо увеличить объем транзитных контейнерных грузоперевозок в 7 раз – до 2 млн единиц в год, пассажирских авиаперевозок – до 1,6 млн пассажиров. При этом важно нарастить доходы от транзитных перевозок в 5,5 раза, доведя этот показатель до 4 млрд долларов в год.

На современном этапе высокая конкуренция на рынке международных грузоперевозок, в том числе в сфере железнодорожно-транспортных услуг, предполагает высокий уровень рационализации всех процессов обработки и доставки грузов. В связи с этим в казахстанской практике активное развитие получили контейнерные перевозки.

Согласно данным АО «НК «Қазақстан темiр жолы», построенные за последние годы 1 700 км новых железнодорожных линий, а также ряд объектов логистической инфраструктуры позволили отрасли сформировать новую архитектуру трансконтинентальных транспортных коридоров, что придает существенную динамику транзитным перевозкам из Китая в Европу и обратно.

Только по новым железнодорожным линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь за первый год эксплуатации перевезено более 10 млн тонн грузов, что составляет 70% от планового показателя. Высокая динамика роста контейнерных перевозок по казахстанским трансконтинентальным маршрутам позволила компании довести долю доходов от транзитных перевозок до 25%, а общий контейнерный оборот – до 500 тыс. единиц в двадцатифунтовом эквиваленте.

Между тем, как отмечают эксперты, мультимодальные контейнерные перевозки наиболее эффективны в сочетании с одним из перспективных сегментов рынка логистических услуг – маршрутизацией. То есть скоростным железнодорожно-контейнерным маршрутом, проходящим без дополнительных технологических операций сотни и тысячи километров пути.

В казахстанской практике данный вид транспортных услуг применяется не один год, и за это время он сформировался в качестве целого направления сферы транзитных грузоперевозок. В перспективе, как отмечают представители KTZ Express, маршрутно-скоростной принцип транспортировки грузов на дальние расстояния способен занять более весомое место в общей системе казахстанского транзита.

В настоящее время по территории Казахстана проходит около 100 контейнерных поездов по 11 направлениям. Объем транзита по сравнению с 2011 годом вырос почти в 100 раз. В 2016-м осуществлена перевалка 105 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что вдвое больше, чем годом ранее. В 2017-м ожидается перевозка 165 тыс. контейнеров.

На сегодня становится очевидным, что деловое партнерство в сфере международного транзита и логистики – универсальный способ увеличения стимулов для бизнеса. Поэтому участие китайских инвесторов, в частности, компании COSCO Shipping и порта Ляньюнган в развитии экономической зоны Хоргоса, сулит казахстанскому транзиту немалые перспективы для роста. Это обеспечивает возможность перевозки морских контейнеров компании COSCO Shipping сухопутным маршрутом в направлении Ляньюньган – Центральная Азия с использованием казахстанской транспортно-логистической инфраструктуры. Также сегодня контейнерный состав, следующий по маршрутам Тильбург (Германия) – Ченду (Китай) и Ташкент – Ченду, проходит через казахстанскую станцию Алтынколь.

К слову, с начала введения в эксплуатацию «Сухого порта» обработано 150 тыс. грузов ДФЭ. В СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» зарегистрированы 69 участников и создано около 200 рабочих мест.

В ближайшее время будет запущен очередной контейнерный поезд по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. Такое решение принято в конце мая по итогам совещания в Алматы представителей железнодорожных администраций этих четырех стран. Как отмечают в НК «КТЖ», данные договоренности будут способствовать увеличению транзитных перевозок по территории РК.

Протяженность ирано-китайского маршрута составит более 10 300 км. Поезд преодолеет данное расстояние менее чем за 14 дней. Все это в целом говорит о том, что государственные и частные инвестиции в инфраструктурные проекты «Нұрлы жол» дают хороший эффект.

Дверям закрытым – грош цена

В текущем году Глава государства отметил необходимость обеспечения свободы транзита грузов. При этом особое внимание следует уделить управлению транспортной инфраструктуры, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.

Важным транспортным узлом для Казахстана является Каспийский регион. Как утверждает руководитель управления водного транспорта Комитета транспорта МИР РК Касым Тлепов, порт Актау сохраняет за собой лидирующие позиции в общем объеме грузооборота на Каспии, переваливая около трети всех грузов из РК. Мощность объекта за счет модернизации увеличена до 19,5 млн тонн.

В целях улучшения практики перевалки грузов здесь внедряется система автоматизации всех производственных процессов, введены в строй три новых сухогрузных терминала, построенных в рамках расширения северной части порта. С прошлого года внедрен новый порядок взаимодействия государственных органов в сфере оформления перевозочных документов по принципу «одного окна», что позволило значительно сократить издержки времени. Теперь процедура занимает в среднем 3–4 часа.

По итогам 2016 года через порт Актау было перевалено порядка 6 млн тонн грузов. При этом наблюдается хорошая динамика транспортировки металлов, зерна и других товаров. Объемы паромных грузов выросли в семь раз. Перевалено рекордное количество автотранспортных средств – порядка 14 тыс. единиц. Водителям создаются все необходимые условия для отдыха, здесь есть пункты питания, душевые. Открыто отделение Казпочты для оплаты услуг.

В дальнейшем планируется провести реконструкцию основных гидротехнических сооружений и модернизацию перегрузочного оборудования. Для повышения эффективности управления портом привлечен консультант в лице глобального портового оператора из ОАЭ – компании DP World. С 2013 года она также привлечена для управления сухим портом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и отвечает за его интеграцию с морпортом Актау.

Транспортные коридоры – это магистральные направления, обеспечивающие за счет развития соответствующей инфраструктуры и коммуникаций высокую динамику грузопотоков. В декабре 2016 года в порту Курык запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью порядка 4 млн тонн грузооборота в год. С марта 2017-го паромный терминал начал операционную деятельность. За это время здесь перевалено 420 тыс. тонн грузов. А до конца года цифра обещает увеличиться до миллиона.

В текущем году начато строительство автомобильной составляющей паромного комплекса с проектной мощностью до 2 млн тонн грузов в год. Реализация проекта позволит обеспечить перевалку перспективного грузопотока и разгрузить паромный терминал порта Актау. В целом к 2020 году планируется довести мощность морских портов Казахстана до 26 млн тонн.

В рамках программы «Нұрлы жол» в 2016 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия Боржакты – Ерсай протяженностью 14 км, которая соединила порт Курык с магистральной железнодорожной сетью. С начала эксплуатации через эту железнодорожную ветку перевезено порядка 500 тыс. тонн строительных грузов.

Таким образом, программа «Нұрлы жол» открывает широкие возможности для реализации международной стратегии Экономического пояса Шелкового пути. При этом Казахстан не только усиливает транзитные возможности, но и становится крупным транспортно-логистическим хабом Центральной Азии.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Казахский должен стать языком межнационального общения
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]