Электронные и цифровые
Как отметил, открывая заседание, вице-спикер палаты Владимир Божко, совершенствование системы оказания государственных услуг населению – один из важных пунктов Плана нации «100 конкретных шагов». Состояние и перспективы развития этой сферы, а также созданной в январе 2016 года государственной корпорации «Правительство для граждан» представил в докладе министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
– По последним данным, из 746 существующих в стране государственных услуг через «Правительство для граждан» казахстанцы могут получить 621 услугу, или более 83%, – констатировал министр. – В единой структуре госкорпорации объединено порядка 349 фронт-офисов по всей стране, в них работают свыше 20 тысяч сотрудников, ежегодно оказывается более 34 миллионов услуг. 452 вида госуслуг доступны на портале электронного правительства. За год с его помощью оказано свыше 190 миллионов электронных услуг.
Докладчик выделил несколько важных направлений совершенствования системы. Одно из них – повышение ее доступности для жителей отдаленных населенных пунктов. С этой целью уже сегодня по всему Казахстану работают 70 мобильных ЦОНов, которые совершают более 13 тыс. выездов в год. Кроме того, совместно с АО «Казпочта» реализуется проект по предоставлению госуслуг в офисах национального почтового оператора.
Другое важное направление – создание безбарьерной среды и обеспечение комфорта для лиц с ограниченными возможностями.
– В текущем году запущен сервис онлайн-сурдоперевода для лиц с нарушениями слуха и речи, – рассказал министр. – Во фронт-офисах госкорпорации установлены пандусы и кнопки вызова сотрудников для сопровождения инвалидов-колясочников, есть информационные таблички с текстом Брайля и тактильные дорожки для слабовидящих. Кроме того, инвалиды I и II групп могут получить услуги «Правительства для граждан», не выходя из дома. Для вызова мобильной группы на дом гражданину необходимо позвонить в единый контакт-центр по номеру «1414».
Также глава МИК отметил, что в «Правительстве для граждан» работают 475 сотрудников с ограниченными возможностями. Людей с инвалидностью активно привлекают в госкорпорацию, для них создаются все необходимые условия.
Поскольку конечная цель любого совершенствования системы оказания услуг – комфорт услугополучателей, то и в работу ЦОНов постоянно вносятся изменения. Например, уже в 3 городах – Астане, Алматы и Шымкенте – созданы более комфортные условия для работающих казахстанцев, там появились ЦОНы, функционирующие до полуночи, а не по общему графику, до 20.00. В то же время на портале электронного правительства внедрена возможность получения 30 электронных услуг без ЭЦП на основании одноразового sms-пароля.
Нельзя забывать, что система оформления любых разрешений тяготеет к формированию «бумажных завалов». Причем, как оказалось, «завалиться» можно и электронными документами. Поэтому, как сообщил министр, постоянно ведется работа по сокращению числа различных справок.
– В целом в случае реализации заинтересованными госорганами предложений по оптимизации по 104 госуслугам будет сокращено истребование свыше 30 миллионов различных копий документов, – сообщил глава МИК. – Также планируется ввести проактивный принцип оказания государственных услуг полностью в электронном формате без обязательного физического присутствия гражданина.
В усовершенствовании системы министерство пошло еще дальше – часть справок скоро просто исчезнет как вид. Проект «Услуга без справок» – Paper free планируется запустить совместно с рядом государственных органов, в числе которых – министерства юстиции, внутренних дел, труда и социальной защиты населения, а также Генеральная прокуратура. Суть проекта состоит в том, чтобы самые востребованные электронные справки больше не запрашивать у граждан.
В качестве обоснования министр привел данные анализа работы госкорпорации за прошлый год. Выяснилось, что из оказанных за год 37 млн государственных услуг более 23 млн составляют электронные справки, причем 95% из них приходится на 5 основных видов: адресные справки, документы об отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах, о пенсионных отчислениях и об отсутствии (наличии) судимости.
– На основе этих результатов до конца текущего года на веб-портале электронного правительства будет реализован специальный механизм получения персональных данных третьими лицами, – объяснил Даурен Абаев. – Таким образом, гражданам не придется идти за справкой в ЦОН. Обязательным условием будет получение посредством SMS-уведомления разрешения гражданина, на которого требуется получить информацию.
С интересом отнеслись парламентарии и к новшествам в рамках проекта Государственной программы «Цифровой Казахстан», о которых рассказал глава МИК.
– В ближайшее время в Астане намечается запуск Digital-ЦОНа, где будет полностью автоматизированное получение госуслуг без участия операторов, – поделился планами министр. – Открытие цифрового ЦОНа станет этапом перехода к новому формату госуслуг, в котором граждане самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа, секторов самообслуживания (connection point) и планшетов на специальных стендах павильона госкорпорации.
Также среди нововведений – проект информационной системы «Единый кадастр недвижимости (ЕКН)», развитие Единого контакт-центра «1414», через который можно будет получить госуслуги по телефонной связи на примере работы австралийского центра государственных услуг Centerlink.
Препятствия на пути
В свою очередь председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов в содокладе остановился на ряде проблемных моментов. В первую очередь он подчеркнул все еще низкий уровень перевода госуслуг в электронный формат.
– Из 746 видов услуг до сих пор большая часть оказывается в бумажном формате, – отметил депутат. – В количественном выражении, по информации агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, в прошлом году госорганами из 142,8 миллиона оказанных госуслуг лишь 35%, или 50,4 миллиона предоставлено в электронном формате. К лидерам «бумажного формата» относятся здравоохранение, сельское хозяйство и органы внутренних дел. И это при том, что услуги указанных ведомств наиболее востребованы.
С автоматизацией процесса тесно связаны вопросы интеграции используемых информационных систем, что по-прежнему остается проблемой. Из-за этого граждане вынуждены бегать за несколькими справками из информационных систем госорганов, хотя могли бы оформить их все одновременно и получить один итоговый документ. Как отметил мажилисмен, назрела необходимость переходить от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления».
Кроме того, Нуртай Сабильянов поднял вопрос платы за оказание ряда государственных услуг. По его словам, нередко комиссия в банках второго уровня в несколько раз превышает стоимость самой государственной услуги.
– К примеру, за ветеринарный сертификат граждане оплачивают госпошлину в размере 70 тенге, а комиссия банка –200 тенге, это в 3 раза больше, чем стоимость услуги. Если банки не заинтересованы в снижении комиссий, то почему Правительству не рассмотреть альтернативные методы оплаты государственных пошлин и сборов? – задался вопросом председатель комитета.
Помимо этого, участники «правительственного часа» обратили внимание на вопрос защиты персональных данных в ЦОНах и профессиональной подготовки сотрудников. Зашла речь и о заработной плате работников Центров обслуживания населения.
– Не секрет, что имеются нарекания от граждан по поводу их компетентности, но должностной оклад там составляет 75 тысяч тенге, и уровень зарплаты не пересматривался с 2012 года, – подчеркнула депутат Мажилиса Майра Айсина. – Эта сумма совершенно неадекватна колоссальной психологической нагрузке. Ведь у них рабочий день до 21.00, включая субботу, и требования к уровню знаний и компетенции специалистов растут ежедневно.
Участники обсуждения отмечали также проблемы с доступом к скоростному Интернету в сельской местности, низкую информированность граждан о системе предоставления государственных услуг и другие «слабые места» системы, которые необходимо исправить.
По итогам «правительственного часа» все вопросы и замечания депутатов включены в проект рекомендаций Мажилиса по улучшению системы оказания государственных услуг.