Повышение эффективности и качества государственного управления, стимулирование активности бизнеса – одни из основных и долгосрочных приоритетов государственной политики Республики Казахстан. Ведь малый и средний бизнес – важнейшая основа социально-экономического развития страны.
Вопросы о незаконном вмешательстве чиновников в дела хозяйствующих субъектов находятся под личным контролем Главы государства. По его инициативе в 2014 году был объявлен мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Сейчас, в условиях нестабильности мировой экономики и проявления кризисных явлений, такая мера расценивается как чрезвычайно полезная и необходимая с точки зрения правовой защиты.
Также в настоящее время проводится акция по легализации имущества, в ходе которой гражданам и юридическим лицам дается возможность вывести из теневого оборота и зарегистрировать свое имущество, зачастую используемое в предпринимательской деятельности. Таким образом, по инициативе руководства страны последовательно принимаются меры по поддержке частного предпринимательства. Успешное решение этих задач тесно связано с эффективным использованием правозащитного потенциала прокуратуры. Вопросам защиты бизнеса от необоснованного административного давления надзорные органы уделяют самое пристальное внимание.
В системе сдержек и противовесов один из важнейших элементов – институт регистрации проверок в органах прокуратуры. В настоящее время налажен нормальный и понятный для всех учет проверок. Обеспечен свободный доступ самих предпринимателей к этим сведениям через все возможные средства связи. При территориальных органах прокуратуры созданы и успешно функционируют мобильные группы по защите прав предпринимателей.
Наряду с этим государством особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы, непосредственно регулирующей правоотношения между бизнесом и государством. Здесь важнейшей задачей является соблюдение баланса государственных интересов и интересов прав предпринимателей. Указом Президента от 27 февраля 2014 года были определены очередные задачи по принятию кардинальных мер по улучшению условий для предпринимательской деятельности. В нем заложены основные векторы, направленные на повышение эффективности государственного регулирования частного предпринимательства, в том числе отмена плановых проверок, переход на организацию проверок на основе системы оценки рисков, введение упрощенного порядка ликвидации субъектов малого бизнеса, внедрение института уполномоченного по защите прав предпринимателей, ограничения для проведения проверок субъектов, которые заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами.
По итогам проведенной в течение 2014 года законопроектной работы, в которой прокуратура принимала самое активное участие, Главой государства 29 декабря подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК".
Основная цель документа – создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Казахстане, реализация перехода от политики "выявления наказания" к политике "предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства". Законом предусмотрено внесение изменений и дополнений в более 100 законодательных актов.
В контексте усиления защитных барьеров от необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей интересны следующие нововведения. С отменой плановых проверок закон предполагает новые подходы контрольно-надзорной деятельности, а именно разделение проверяемых субъектов на четыре группы, по двум из которых проверки будут проводиться на основании системы оценки рисками – это особый порядок проведения проверок и выборочные проверки. Эти проверки будут точечными, направленными только на потенциальных нарушителей и недобросовестных предпринимателей, не соблюдающих требования закона.
Сохраняются внеплановые проверки – это третья группа, но теперь перечень оснований для их проведения еще более четко регламентирован. И наконец, в отношении четвертой группы проводятся иные формы контроля и надзора, не являющиеся проверкой.
На наш Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, осуществляющий регистрацию проверок, возлагается новая функция по координации проверок. Кроме того, расширяется перечень органов, которые должны будут регистрировать свои проверки в комитете. Например, это органы финансового контроля, антимонопольные структуры, органы по контролю за энерго- и теплосетями.
Помимо этого, все органы обязаны будут при осуществлении иных форм контроля, не являющихся проверкой, но если они при этом посещают предпринимателя, уведомлять об этом комитет.
Очень важным новшеством стало отнесение к перечню коррупционных правонарушений отдельных грубых нарушений требований к организации и проведению проверок в отношении предпринимателей, определенных нормами законодательства о государственном контроле и надзоре. Например, будет считаться коррупционным нарушением проведение проверки без акта проверки, без его вручения предпринимателю, а равно без его регистрации в органах правовой статистики.
Кроме того, за коррупцию будет привлекаться должностное лицо, которое в ходе проверки выйдет за пределы своей компетенции или потребует документы или информацию, не относящуюся к предмету проверки. Другим нарушением считается проведение затратных мероприятий в целях государственного контроля за счет проверяемого лица. Аналогичная коррупционная ответственность предусматривается за незаконное разглашение коммерческой, налоговой или иной охраняемой законом тайны, полученной в результате проверки.
Важно, чтобы все эти нововведения, направленные на принятие мер по защите и поддержке частного бизнеса, заработали в полную силу. И поэтому деятельность органов прокуратуры по надзору за неукоснительным соблюдением требований закона, направленных на снижение административного давления на предпринимателей, в том числе путем проведения незаконных и необоснованных проверок, остается одним из приоритетных направлений работы.
Вместе с тем одних усилий прокуратуры недостаточно. Немаловажным фактором, препятствующим проведению незаконной проверки, служит правовая грамотность самого предпринимателя. Он должен знать свои права и обязанности, а также полномочия проверяющего. В этом направлении нами на постоянной основе и в тесном контакте проводится работа с Национальной палатой предпринимателей в рамках заключенного меморандума.
Вместе с тем говорить о том, что предпринимательская деятельность должна быть полностью свободна от государственного контроля, было бы неправильно. Это две чаши весов и наша общая задача – сохранять равновесие.
Когда государство прилагает все усилия, чтобы защитить бизнес, бизнес тоже должен понимать свою социальную ответственность перед обществом. Полагаю, что, только двигаясь навстречу друг другу, государственные органы и бизнес могут разрешить все имеющиеся проблемы.
Сабит НУРЛЫБАЙ, первый заместитель председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК