Проекты касаются в первую очередь автомобильного сообщения. На территории Восточного Казахстана по программе Центр – Восток идет реконструкция двух дорог республиканского значения. Трасса Омск – Майкапчагай протяженностью 1 100 км соединяет границы России и Китая и проходит через Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую области. Причем на последнюю приходится участок трассы больше 700 км.
Транспортный коридор является основным для грузоперевозок между Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР и регионами Сибири. Для Казахстана он выгоден своим транзитным потенциалом. В нынешнем году на трассе планируется реконструировать оставшиеся участки на отрезке Павлодар – Семей – Калбатау общей протяженностью 166 км. Цена вопроса – 15,5 млрд тенге. Всего, по данным Министерства по инвестициям и развитию РК, в течение 3 лет в проект будет вложено почти 174 млрд тенге.
Другая автострада республиканского значения Алматы – Усть-Каменогорск соединяет восток и юг страны и играет важную роль в продовольственном обеспечении, например, в поставках недорогих овощей и фруктов из Южного Казахстана и Алматинской области. Здесь реконструкция коснется трех участков, начиная от Талдыкоргана, протяженностью 102 км. Финансирование планируется обеспечить за счет банковского займа.
Как сообщили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточного Казахстана, для укрепления грунта подрядчики применяют стабилизатор, а также полимерный битум.
Отдельным направлением в соответствии с Посланием Президента страны обозначено развитие инфраструктуры к местам отдыха. В прошлом году в регионе отремонтировали дороги до озера Алаколь, лыжной базы «Нұртау», Сибинских озер. В текущем году стартовал завершающий этап реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Зыряновск. Новый 32-километровый участок пройдет в обход опасного Осиновского перевала, сократит время, а главное – снизит аварийность на трассе, которая ведет к Бухтарминскому водохранилищу и дальше в Катон-Карагайский район.
По данным областного акимата, достигнута также договоренность с Правительством по развитию дорожного коридора граница РФ – Шемонаиха – Усть-Каменогорск – Алматы. По нему российский потребитель получит доступ к югу Казахстана и ко всей Центральной Азии. Регион нарастит транзитный потенциал. Кроме того, на стадии проработки находится проект железной дороги Карамай – Тачен – Аягоз – кратчайшего маршрута из Китая в Европу.
В целом, как сообщили в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, дорожным ремонтом и строительством заняты десятки восточноказахстанских подрядных организаций. Сырье – щебеночно-мастичный асфальт – поставляют заводы Усть-Каменогорска, Семея, Аягоза, Шемонаихи, Зыряновска. Его качество контролирует РГУ «Шыгысжоллаборатория».
«Развитие транспортной инфраструктуры всегда дает мультипликативный эффект, – заметили в управлении. – Безопасное сообщение круглый год, развитие малого бизнеса, приток туристов... Появляются придорожные кафе, кемпинги, торговые центры, автозаправки. Это все новые рабочие места».
В Семее идет реконструкция городского аэропорта, стоимость проекта составляет 10,4 млрд тенге. По завершении ремонта взлетно-посадочной полосы и терминала воздушная гавань сможет принимать все типы самолетов.