Два форума созываются в развитие идей Президента Нурсултана Назарбаева о налаживании диалога политических элит и религиозных деятелей с целью противодействия экстремизму и продвижения толерантности, а также его инициативы по организации форума «Ислам против терроризма».
Читатели могут задаться вопросом, есть ли насущная потребность в проведении такого рода крупных мероприятий в Казахстане, расположенном довольно далеко как от Ближнего Востока, где так называемое «Исламское государство» пытается отбросить регион в эпоху религиозных войн средневековья; так и Европы, где популисты и правые партии призывают к пересмотру идеалов толерантности.
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, что мир в XXI веке крайне взаимосвязан: планета представляет собой замкнутую систему, в которой кризис в одном регионе несет негативные последствия для других частей света. Для Казахстана актуальность вызовов и последствий войны в Сирии и Ираке никак не меньше, чем для их непосредственных соседей: угрозы, связанные с экспортом боевиков и экстремистской идеологии, носят универсальный характер. С другой стороны, негативный заряд риторики европейских популистов, выступающих за черно-белую картину мира, где ксенофобия является
скорее достоинством, чем недостатком, может затормозить закономерное движение в сторону сближения культур и народов.
Может ли Казахстан в этих условиях оставаться безучастным наблюдателем? Нет. Имеется три веских аргумента в пользу активной роли нашей страны в данной сфере: во-первых, для нас, как государства, расположенного на стыке различных политических укладов Европы и Азии, серьезный и целенаправленный диалог по укреплению доверия и взаимного уважения является залогом нашего мирного будущего. Во-вторых, Казахстан является идеальной площадкой для межрелигиозных контактов: наши национальные традиции тесно связаны с высоким уровнем религиозной толерантности и готовностью воспринимать культуры других народов, а не отталкивать их. Как светское и демократическое государство Казахстан обеспечивает права и свободы каждого гражданина, независимо от религиозной или этнической принадлежности, одновременно гарантируя права 100 национальных групп на культурную самобытность. В-третьих, межрелигиозные разногласия были и остаются наиболее устойчивыми из всех известных форм противоречий. Общая задача всех стран заключается в том, чтобы религиозные споры не выходили за пределы научных аудиторий и не подпитывали конфликты в будущем.
Основы государственной политики, направленной именно на укрепление национального единства в Казахстане, были заложены еще на заре независимости 25 лет назад, когда Президент Нурсултан Назарбаев дальновидно предугадал, что мощь страны заключается не в обладании ядерным арсеналом, а в нравственном авторитете и единстве многонационального и толерантного Казахстана. В этом контексте становится ясным, почему Казахстан так настойчиво и последовательно продвигает идеи согласия и толерантности как внутри страны, так и за рубежом. Инициатива по Съезду лидеров мировых и традиционных религий является логическим продолжением курса, выбранного 25 лет назад.
Сегодня мир особенно уязвим, поскольку недостаток взаимопонимания между народами усиливается многократно за счет возможностей информационного общества. 70 лет назад, в период создания ООН, идея о создании глобального сообщества наций казалась осуществимой, в большей мере за счет диалога между политиками и дипломатами. Сейчас, в век информационной революции, когда практически любая информация доступна каждому и распространяется мгновенно и политические элиты зависимы от общественных настроений, подлинный диалог невозможен без участия самих народов. Однако восприятие других культур осуществляется через призму собственных традиций и религиозных взглядов, и, как показывает практика, без позитивного вовлечения религиозных авторитетов диалог зачастую перерастает в соревнование или даже конфликт мировоззрений. Возведение мостов между различными культурами является стратегической миссией религиозных деятелей, и в этом контексте инициированный Казахстаном съезд занимает особое место в многосторонних и многоплановых усилиях по укреплению глобальной безопасности под эгидой ООН.
Следует отметить, что с момента первого созыва в 2003 году съезд претерпел значительную эволюцию. Первый съезд, проведенный на фоне глобальной антитеррористической кампании после трагедии 11 сентября, стал, по сути, учредительным форумом, подтвердившим актуальность казахстанской инициативы и принявшим решение о необходимости поддержания регулярного диалога по теме мира, согласия и толерантности. Вторая и третья сессии Съезда лидеров мировых религий в 2006 и 2009 годах были нацелены на укрепление институционального диалога религиозных деятелей.
Качественный скачок произошел в ходе четвертого съезда в 2012 году, взявшего курс на тесное взаимодействие с политическими деятелями и международными организациями, в первую очередь ООН и ОБСЕ. Значение данного шага трудно переоценить: межгосударственное взаимодействие традиционно осуществляется без участия религиозных деятелей, прежде всего в связи со светским характером подавляющего большинства государств мира. Вместе с тем исключительный характер проблемы борьбы с религиозным экстремизмом требует неординарных подходов, и в этом контексте новая роль съезда призвана заполнить пустовавшую нишу и дополнить дипломатическую работу ООН в данном направлении.
Идея о переплетении политической и религиозной повестки дня получила дальнейшее развитие в ходе пятой сессии съезда в 2015 году: участники приняли решение использовать нравственный потенциал мировых религий для работы на трех направлениях:
1) содействие диалогу религиозных лидеров с политическими деятелями, международными организациями и гражданским обществом с целью обеспечения стабильности и безопасности, предупреждения и урегулирования конфликтов;
2) поддержание необходимого баланса между противодействием экстремизму и терроризму и соблюдением прав и свобод граждан с тем, чтобы борьба с экстремизмом не переросла в войну против религий и их последователей;
3) объединение усилий религиозных и политических деятелей для решения таких наиболее актуальных проблем современного мира, как нищета, голод и эпидемии.
Важно подчеркнуть, что в будущем деятельность съезда может охватить и другие сферы, критически важные в контексте глобальной безопасности: министр иностранных дел Ерлан Идрисов, выступая в рамках инициированного Казахстаном Диалога высокого уровня ООН «Религии за мир» в Нью-Йорке 6 мая, призвал религиозных деятелей принять деятельное участие в реализации идей, изложенных в Манифесте Президента Нурсултана Назарбаева «Мир. XXI век». В частности, речь идет об их содействии в продвижении мира, свободного от ядерного оружия, и формировании новой, безблоковой архитектуры коллективной безопасности. Предпосылки для прогресса на обоих направлениях имеются: религиозные организации в разных частях света высказываются за неукоснительное выполнение положений Договора о нераспространении ядерного оружия, касающихся всеобщего и полного ядерного разоружения. Применение негуманного оружия осуждается всеми религиями мира, и потенциал для ненасильственной оппозиции со стороны религиозных общин ядерным арсеналам крайне высок. Универсальные ценности мировых религий, призывающие к пониманию и взаимному доверию, могут стать основой для создания глобальной архитектуры безопасности на совершенно новых принципах, предусматривающих мирное урегулирование споров и приоритет прав и интересов человека, а не отдельных государств.
Естественно, что работа такого масштаба невозможна без поддержки в первую очередь ООН и ее структур, таких как Альянс цивилизаций и ЮНЕСКО, а также ряда региональных организаций.
В связи с этим важным сигналом стала принятая 13 апреля лидерами Казахстана и Турции Декларация об исламском примирении, в которой отмечается, что добрая воля и конструктивные подходы должны культивироваться не только за счет взаимодействия между государствами, но и с использованием других каналов общения, включая межрелигиозные контакты. Итоговый документ апрельского саммита Организации исламского сотрудничества также уделяет повышенное внимание вопросам продвижения диалога между различными религиями.
Таким образом, инициатива созыва Съезда лидеров мировых и традиционных религий, будучи уникальной сама по себе, органично дополняет усилия различных государств, международных и неправительственных организаций по продвижению межрелигиозного и межкультурного диалога.
Съезд лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в обеспечение глобальной и региональной безопасности, объединение духовного и нравственного потенциала мировых религий для решения наиболее острых проблем современности и укрепления новой созидательной роли религиозных деятелей в построении будущего, свободного от конфликтов и угроз.