Строительство в Приаралье самого крупного в Казахстане 812-километрового участка международной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай дало мощный толчок развитию местного бизнеса. Еще на стадии проектирования транзитного коридора в регионе как грибы после дождя начали расти предприятия по производству щебня, появился ряд заводов по выпуску железобетонных изделий, а одна из ведущих местных автодорожных компаний – ТОО «УАД» – открыла битумный завод и запустила современное асфальтобетонное производство. Значительно обновился в период строительства трассы и парк автодорожной техники местных предприятий. Многие тысячи кызылординцев получили работу.
Сегодня приобретенный опыт и техника востребованы на строительстве и реконструкции местных автодорог. Например, в минувшем году ТОО «УАД» за считанные месяцы с высоким качеством выполнило в областном центре дорожные работы на 7-километровом проспекте Независимости.
Новая, хорошо обустроенная улица, возведенная вдоль побережья Сырдарьи, соединила «старый» город с формирующимся новым центром и предоставила прямой выход к мосту на левобережье, где в текущем году началась массовая застройка.
И, конечно же, кызылординские дорожники, и производители стройматериалов готовы принять самое деятельное участие в реализации крупнейшего инфраструктурного проекта – строительстве автобана Кызылорда – Жезказган.
Широкие возможности, как и предсказывали эксперты, предоставила автомагистраль Западная Европа – Западный Китай и для развития придорожного сервиса. В минувшем году, по сравнению с 2015-м, транзитный поток по автобану увеличился в 2,1 раза, закономерно возросло и число сервисных объектов, которые начали появляться еще в период постройки транзитного коридора.
Например, ТОО «Дорстрой» приступило к возведению Центра паломничества Коркыта-ата в Кармакшинском районе в 2012 году, получив земельный участок площадью 6 гектаров и помощь государства в прокладке водопровода к нему. Через пару лет рядом с трассой был построен комплекс зданий в восточном стиле, в том числе мечеть, современная гостиница, ресторан и даже баня с бассейном. Кроме того, позаботились предприниматели о станции техобслуживания автомобилей, мойке и ряде других объектов.
А недавно в Приаралье был презентован уже 17-й по счету крупный объект придорожного сервиса вдоль международного автобана. На 1 803-м километре трассы ИП «Гейдарова» построил комплекс с гостиницей на 17 номеров, кафе на 85 мест, магазины автозапчастей и продуктов питания, пункт вулканизации, автомойку, просторную автостоянку.
С 2013 года количество таких комплексов уже перевалило за полтора десятка, обеспечив региону первое место в республике по темпам строительства объектов дорожного сервиса, соответствующих национальному стандарту. Сегодня этим высоким требованиям отвечает 66% из расположенных вдоль автобана 76 объектов сервиса.
При этом до конца года, помимо приведения в соответствие со стандартами всех «старых» комплексов, запланировано сдать в эксплуатацию и два десятка новых. Воплотиться этим планам помогает специальная региональная рабочая группа при поддержке АО «НК «ҚазАвтоЖол», «KazNexInvest» и РГП «Казахавтодор».
Прокладка автобана Западная Европа – Западный Китай активизировала и ход обустройства всех трех региональных туристических центров, создающихся на базе мемориального комплекса Коркыта-ата, космического комплекса Байконур и побережья степной жемчужины – озера Камбаш. Кстати, все эти объекты вошли в маршруты для гостей Международной выставки «ЭКСПО-2017», проходящей в Астане.
Весьма довольны жители Приаралья и строительством новой железной дороги Бейнеу – Саксаульская – Жезказган, на прокладке которой были задействованы сотни местных жителей. Часть из них впоследствии была трудоустроена на железнодорожных предприятиях, в чьем ведении находится обслуживание 271-километрового кызылординского участка, где обустроены 13 раздельных пунктов, в том числе на четырех из них уже построены жилые дома для вахтовиков.
Восемь двухквартирных жилых строений возвело АО «НК «Казахстан темир жолы» для своих сотрудников в Саксаульске. Еще три десятка таких домов находятся в стадии постройки. Кроме того, подготовлены проекты школы и детского сада для этого поселка.
По сведениям регионального отделения магистральной сети, в текущем году по новой стальной магистрали перевозки выросли более чем в 3 раза. Если в 2016-м по ней ежемесячно в среднем проходило 160 поездов, то сейчас – 540. Растут объемы перевозки грузов и скорость перевалки, больше, к удовольствию жителей северных районов области, стало и пассажирских поездов, обеспечивающих короткий путь в центр страны, в столицу.
Есть подвижки и в развитии авиационного транспорта. За последние годы местный аэропорт значительно расширил количество рейсов – до 38 в неделю в летние месяцы. Из Кызылорды на воздушных лайнерах теперь можно долететь до Астаны, Алматы, Караганды, Атырау и Актау. При этом в столицу и Алматы еженедельно осуществляется по 12 рейсов.
Ведется работа в рамках программы государственно-частного партнерства по проекту строительства современного пассажирского терминала, который позволит развить логистическую инфраструктуру и увеличить пропускную способность аэропорта. Как известно, он уже получил статус международного, и местные исполнительные органы работают над организацией регулярных рейсов в Россию, Китай, Узбекистан и Кыргызстан.