Напомним, 22 июня текущего года в ходе финального заседания рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО одобрен итоговый пакет документов о завершении переговорного процесса по присоединению нашей страны к данной международной организации. Тем самым переговорный процесс, начатый в 1996 году, подошел к своему положительному финалу.
Принято считать, что членство в ВТО обеспечит казахстанскому бизнесу выход на новые рынки, а также более широкие перспективы торгово-экономического сотрудничества с другими странами. Выигрыш казахстанцев состоит в том, что отныне у них будет куда больше выбора товаров и услуг, чем это есть на сегодня. Причем конкуренция явно будет выдавливать на периферию рынка производителей некачественной продукции. На сегодня порядка 98% отечественной торговли приходится именно на страны – члены ВТО.
На сегодня членами ВТО является 161 страна мира, на долю которых приходится более 98% мирового товарооборота. По данным ресурса Trademap, в 2014 году общий товарооборот государств – членов ВТО составил 36,5 трлн долларов при объеме товарооборота всех стран мира в 37,5 трлн долларов. Это значит, что каждое государство, претендующее на равноправное участие в мировой торговле, должно осуществлять взаимодействие по единым правилам мировой торговли. Казахстан в этом смысле не является исключением.
Более того, сегодня Казахстан находится на этапе вступления в глобальную Организацию экономического сотрудничества (ОЭСР), одним из принципиальных условий которого является обязательное членство государства в ВТО.
Как отметила на брифинге министр по делам экономической интеграции РК Жанар Айтжанова, переговорный процесс Казахстана по вступлению в ВТО был наиболее сложным и продолжительным по времени. Одна из сторон этой многосложности состояла в том, что мы являемся одновременно членом ЕАЭС и поэтому вынуждены согласовывать принимаемые обязательства и условия в рамках ВТО с нашими партнерами по интеграции. Рабочий Доклад Казахстана по вступлению в глобальную организацию, где объединены все обязательства, состоит из 36 глав. Из них 14 глав относятся к компетенции Евразийского экономического союза.
– Общий переговорный процесс проходил по четырем основным направлениям. В частности, были проведены многосторонние переговоры по вопросам поддержки отечественной аграрной отрасли. Переговоры в этом формате велись с 50 странами – членами ВТО. Многосторонние переговоры также велись по системным вопросам экономической политики государства, двухсторонние – по доступу на рынки товаров и услуг, – сказала Жанар Айтжанова.
Двухсторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг Казахстан проводил с 30 государствами – членами Европейского союза и 15 странами ВТО.
– С каждым из этих государств необходимо было провести до 10–12 раундов переговоров, чтобы подписать двухсторонние протоколы, – пояснила министр по делам экономической интеграции.
В качестве важных достижений казахстанского переговорного процесса спикеры отметили согласованные с Казахстаном переходные периоды после вступления страны в ВТО, которые дают достаточно времени для подготовки альтернативных мер государственной поддержки отечественным товаропроизводителям. В частности, были достигнуты договоренности о 2,5-годичном переходном периоде с момента вступления Казахстана в ВТО для снятия 49% ограничения на присутствие иностранного капитала у компаний, оказывающих услуги междугородней и международной связи.
Пятилетний переходный период был оговорен и для разрешения учреждения прямых филиалов иностранных банков и страховых организаций. Кроме того, Казахстан установил минимальные размеры активов родительских банков, страховых организаций, а также минимальные размеры депозитов населения, которые будут утверждены Правительством РК.
Наибольшую сложность при вступлении в ВТО составляли переговоры по вопросам сельского хозяйства. Тем не менее Казахстану удалось отстоять возможность оказания государственной поддержки сельскому хозяйству в размере 8,5% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. В истории этой организации только две страны мира – Китай и Казахстан – отстояли такие высокие уровни стимулирования АПК. Для сравнения было отмечено, что Российская Федерация, Украина, Кыргызстан, Молдова, Хорватия и Грузия по итогам переговоров получили право на оказание государственной поддержки – "желтой корзины" – только 5%.
Данный объем позволит Правительству РК оказывать поддержку аграрной отрасли на ежегодной основе в рамках реализации программы "Агробизнес-2020". Более того, при будущем росте валовой продукции сельского хозяйства также будет увеличиваться размер разрешенных к применению государственных дотаций сельскому хозяйству.
Как пояснил по этому поводу глава Минсельхоза РК Асылжан Мамытбеков, по правилам ВТО теоретически эти 8,5% субсидирования могут быть оказаны дважды: во-первых, без привязки к продукту на сумму, равную 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства (к примеру, субсидии на ГСМ, на воду, удешевление процентной ставки), в другом случае – в привязке к конкретному продукту на сумму, равную 8,5% от валовой стоимости данного продукта (т. е. 8,5% от валовой продукции пшеницы, мяса, молока и т. д.).
В денежном выражении это должно составлять порядка 2,1 млрд долларов, в том числе 1,2 млрд долларов без привязки и 0,9 млрд. долларов – с привязкой к конкретным продуктам. При этом объемы государственной поддержки в рамках «зеленой корзины» можно оказывать без каких-либо ограничений, то есть расходы на науку, консалтинг, ветеринарию, фитосанитарию, инфраструктурные проекты, социальное обеспечение и иные меры, не влияющие на конечную стоимость продукции, не подлежат сокращению.
Для Казахстана 8,5% стимулирования – это реальная возможность оказывать меры государственной поддержки сельскому хозяйству в необходимых для отрасли объемах, поскольку субсидии прямо пропорциональны стоимости валовой продукции сельского хозяйства. А как показывает опыт прошлых лет, валовая продукция сельского хозяйства каждые 5 лет увеличивается в 2 раза, соответственно это означает, что предельно допустимые объемы государственной поддержки тоже будут увеличиваться такими же темпами.
– Теперь наша задача заключается в том, чтобы обеспечить полноценное выделение необходимого объема господдержки, эффективное использование финансов с целью повышения рентабельности производства, – подчеркнул А. Мамытбеков.
Министр по делам экономической интеграции также отметила, что несмотря на то, что льготы в рамках СЭЗ и таможенного режима "Свободный склад" противоречат нормам ВТО, Казахстану все же удалось договориться о переходных периодах до 1 января 2017 года для резидентов этих сфер, зарегистрированных до 1 января 2012 года. Им предоставляются льготы по НДС и таможенным пошлинам для выполнения критериев достаточной переработки.
– Надеемся, что эти меры позволят в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством, – сказала Жанар Айтжанова.
Правила ВТО не запрещают субсидирование как таковое, за исключением экспортных и импортозамещающих субсидий, обязательство о непредоставлении которых берет на себя каждая страна – член ВТО. Следовательно, после присоединения к ВТО Казахстан сможет предоставлять "оранжевые" и "зеленые" субсидии в неограниченном количестве, поддерживая тем самым отечественных производителей.