Новый вид транспорта уже получил одобрение Европейского центра сертификации и может эксплуатироваться и на территории Европейского союза и Евразийского экономического союза. А сертификат «Одобрения типа транспортного средства» подтвердил его качество и безопасность на уровне международных стандартов. Первый казахстанский производитель современного электрического общественного транспорта – компания Higer Quazar – завершает монтаж сборочной линии и 11 января планирует официальный запуск производства. Мощность линии в одну смену составит 300 автобусов в год. При этом компания может легко увеличить производительность до 900 автобусов.

Электроавтобус будет выпускаться двух моделей. Первая – это восьмиметровый автобус вместимостью 58 человек. Вторая модель заслуживает отдельного внимания и звания крупнейшего электроавтобуса если не в мире, то в СНГ точно: он будет достигать 12 метров и спокойно вместит 90 пассажиров. Автобус примечателен также тем, что морозоустойчив до 30 градусов и, помимо штатной батареи, которая позволяет преодолеть путь в 70 и более км, в нем предусмотрен еще верхний зарядный модуль. Он даст возможность во время остановок на маршруте дозаряжать автобус в течение нескольких секунд от контактной сети троллейбусов. Таким образом, вторую модель можно назвать гибридом автобуса и троллейбуса.

Учитывая, что в среднем городской маршрут составляет от 30 до 55 км, в компании заверили, что мощности электроавтобуса для этого достаточно. И подчеркнули, что скорость полной зарядки составляет 8 минут, а эксплуатация электроавтобуса до 300% экономичнее обычного. То есть новый вид транспорта может существенно сократить затраты автопарков на ремонт и топливо. В его создании использованы многие передовые технологии. К примеру, это система безопасного экстренного торможения, автоматический мониторинг технического состояния автобуса через WiFi-модуль, система автонаклона при открывании дверей, что делает посадку комфортной, особенно для инвалидов. Кроме того, алматинский электроавтобус станет самым низкопольным в мире. При этом в нем предусмотрена одна ступенька вместо обычных двух, что будет удобно для детей, пожилых и инвалидов.
Сборочная и тестовая линии, электроавтобус и станция для его зарядки были презентованы специалистам. Новое производство посетили представители акимата и маслихата Алматы, управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, «Алматыэлектротранс», GreenBusCompany, ассоциации предприятий пассажирских перевозок и Палаты предпринимателей. Они подчеркнули важность сертификата-одобрения, который дает возможность Казахстану продавать электроавтобус на территории Евросоюза и ЕАЭС. Следует добавить, что Казахстан стал первым среди производителей электроавтобусов на территории Таможенного союза, получившим соответствующий сертификат Европейского центра сертификации.
– Сейчас мы заняты завершением сборочной линии и ведем переговоры с акиматом Алматы, – рассказали в Higer Quazar. – Одно из главных преимуществ нового автобуса в том, что он не дает токсичных выбросов. А в Алматы как раз остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, здесь на долю автотранспорта приходится до 83% выбросов вредных веществ в атмосферу.

Компания была основана в сентябре нынешнего года в рамках реализации Концепции по переходу Казахстана к «зеленой» экономике, Государственной программы индустриально-инновационного развития, а также в целях развития казахстанского R&D и коммерциализации технологий. Создатели – научно-технический центр «Парасат» КазНИТУ им. К. Сатпаева совместно с китайской компанией Higer – поставили главной целью основать в Казахстане экологически чистое инновационное производство. Одной из задач на пути в число 30 самых развитых стран мира как раз и является перевод общественного транспорта на экологически чистые виды топлива и внедрение электромобилей. В связи с этим в компании напомнили слова Президента РК, сказанные во время недавнего телемоста в рамках Дня индустриализации: «Я мечтаю, чтобы весь Казахстан ездил на электромобилях… Особенно такие загрязненные города, как Алматы и Усть-Каменогорск, если полностью перевести на электромобили, мы очистим экологию многократно».
Алматинский электроавтобус станет первой ласточкой в реализации государственной задачи по созданию условий для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива.