Пересолили Статьи 16 августа 2017 г. 9:33 1007 Екатерина Бескорсая, Павлодар Уроки экологииХотя в статье 217 Экологического кодекса РК есть лаконичный пункт 8, гласящий, что «на землях населенных пунктов запрещается использование поваренной соли для борьбы с гололедом», десятилетиями в нашей стране именно она и применялась коммунальщиками. При этом никто на нарушения внимания не обращал. Но теперь конкретно в Павлодаре ситуация, похоже, изменится. Правда, пока непонятно, а чем же заменят хлористый натрий работники соответствующих служб?Между тем поваренная соль у коммунальщиков в чести. По их словам, это очень надежный реагент, и потому его применяют повсеместно, в том числе в других регионах Казахстана, а также на пространстве СНГ. – Конечно, мы готовим апелляцию, но как будем работать зимой, пока не знаем, – говорит руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара Зкрья Султангазинов. – Мы узнавали: даже в крупных городах мира используют соль в борьбе с гололедом. Лучше пока ничего не придумали. Вообще, всю эту кашу заварил павлодарский пенсионер Николай Носов, который еще в феврале написал письма в самые разные инстанции. Он просил разобраться: почему у нас зимой, вместо того чтобы убирать снег с дорог и тротуаров, улицы просто заваливают пескосоляной смесью? Почему ее так много? Куда ее потом вывозят и как утилизируют? Переписка в лучших традициях современного эпистолярного жанра привела к тому, что департамент экологии все-таки провел проверку, оштрафовал чиновников за нарушение экологического законодательства и подал в суд на городской отдел ЖКХ. Именно в ходе проверки экологи установили: отдел заключил договор о госзакупках с ТОО «Холдинг-транс-Павлодар» и ТОО «Горкомхоз-Павлодар» по содержанию улиц, где одним из обязательств подрядчика является посыпка пескосоляной смесью на три четверти проезжей части автодорог. Более того, такая работа регламентируется еще и инструкцией по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах общего пользования, утвержденной приказом Комитета развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций еще в 2007 году. Правда, конкретно поваренную соль можно использовать только на трассах между населенными пунктами, а вот внутри городов и сел действует запрет.Простая математикаВсе это и учла судья, когда выносила решение по иску департамента экологии к отделу ЖКХ. Казалось бы, на этом можно ставить точку. Но пенсионер Николай Носов считает достигнутый результат лишь промежуточной победой. В своих письмах к чиновникам он задавал и другие вопросы, на которые получил частичные ответы. И здесь уже начинаются уроки математики. Вот отрывок из письма департамента экологии, которое составили для Николая Носова летом этого года: «Согласно письму отдела ЖКХ № 2414 от 11 мая 2017 года на один раз зимнего содержания автомобильных дорог города Павлодар производится посыпка проезжей части 821 тонной песко-соляной смеси, в состав которой входит 65,6 тонны соли. Всего за зимний период январь–март текущего года израсходовано 3 346 тонн соли». В еще одном письме этого же департамента, опять со ссылкой на отдел ЖКХ, но составленного еще в феврале, есть такая строчка: «в зимний сезон расходуется порядка 32 тыс. тонн смеси». Сами же коммунальщики пишут пенсионеру о том, что используют за сезон около 35 тыс. тонн. И такой разброс в цифрах как раз и удивляет Николая Носова, много лет проработавшего в сфере строительства. Если основываться на расчетах за январь–март, то коммунальщики только за три этих месяца выбрали весь сезонный лимит. Если общий объем соли разделить на разовую порцию в 65,6 тонны, то получается, что обрабатывали улицы 51 раз. Несложно посчитать, что песка для этого потребовалось бы свыше 38 тыс. тонн. А еще ведь есть ноябрь и декабрь, когда в Павлодаре тоже царит гололедица. Кто-то скажет, что вся эта арифметика – как средняя температура по больнице, и тем не менее общая картина вырисовывается. Тысячи тонн песко-соляной смеси – это тысячи грузовых автомобилей. Если взять для примера усредненную машину грузоподъемностью в десять тонн, то на улицы областного центра за пять месяцев попадает содержимое 3 500 грузовиков, то есть 23 машин в день! Николай Носов в переписке с чиновниками напоминает, что такие громадные объемы нужно не только ввезти в город, но и вывезти потом – по его подсчетам, только для песка и соли за пять лет такой зимней уборки потребуется 2 500 грузовых железнодорожных вагонов, а ведь загребают еще и снег. Поэтому пенсионер настаивает на том, чтобы проверили еще и утилизацию отходов. К слову, об учете: еще во время поверки департамент экологии установил, что подрядные организации не соблюдали требования инструкции по борьбе с зимней скользкостью в части определения температуры воздуха, вида скользкости и состояния снежно-ледяного покрова, не вели журналы учета. Получается, что очень сложно проверить реально выполненный объем работы, сколько смеси высыпали, сколько там было процентов соли (это зависит от погоды), как потом все утилизировали на полигоне. Химические опытыТак или иначе, а коммунальщикам придется найти замену поваренной соли, хотя они и утверждают, что альтернативы ей, дескать, нет. Но так ли это на самом деле, особенно если учесть, что соль соли – рознь? Свое мнение на сей счет высказал директор департамента стандартизации и информации Казахстанского дорожного научно-исследовательского института, кандидат технических наук Есенбек Айдарбеков. Более того, он прислал массу материалов, в которых подробно описаны характеристики разных реагентов, их производители, плюсы и минусы использования тех или иных составов. А кроме того, напомнил: снег с реагентами нужно как можно быстрее вывозить, чтобы минимизировать ущерб экологии и чтобы следующая порция пескосоли имела больший эффект. Говоря о химических противогололедных реагентах (а соль относится именно к ним, тогда как песок – к фрикционным), Есенбек Айдарбеков отметил, что они делятся на четыре подгруппы: хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний), ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция), карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра), нитраты (нитрат кальция, нитрат магния). Конечно, при использовании важно учитывать то, какие дороги проложены в городе (асфальтовые, бетонные и так далее). Необходимо найти баланс между ценой и качеством, а также оценить климатический режим региона – разные реагенты плавят лед при разной температуре воздуха. Но в любом случае – выбор есть.Кстати, Есенбек Айдарбеков поделился информацией и об опыте Москвы, тем более что на коллег из российской столицы ссылались павлодарские коммунальщики. Итак, еще в 80-х годах прошлого века здесь в качестве противогололедного средства применяли смесь песка с технической солью (хлоридом натрия) в соотношении 92:8, но в 1994 году столичная мэрия решила отказаться от этого состава – песок весной забивал все канализационные водостоки. Начали использовать чистую твердую техническую соль, но теперь уже коммунальная техника не могла приспособиться к такой работе, и вещества на дорогах оказывалось в пять-шесть раз больше, чем надо. Восемь лет эксперимента привели к значительному ухудшению экологии – на придорожных землях просто-напросто начали погибать растения.И вот в 2001 году правительство Москвы приняло решение заменить хлористый натрий различными смесями, содержащими хлористый кальций, ацетат аммония, ацетат калия, хлористый магний, нитраты кальция, магния, мочевины. Еще одним новшеством стала обработка улиц жидкими реагентами. Преимущества очевидны – например, хлориды кальция и магния, попав на снег или лед, начинают растворяться с выделением тепла, и поэтому для обработки зимних дорог требуется гораздо меньшее количество реагентов по сравнению с технической солью. Соли уксусной и муравьиной кислоты, а также препараты, содержащие мочевину, плавят лед не так эффективно, как натрий хлор, но зато, «отработав» на зимней дороге, они быстро разлагаются под действием света и кислорода, не загрязняя почву.Но и минусы нашлись: в 2004 году было запрещено использование чистого хлорида магния – он оказывает негативное влияние на окружающую среду, а еще чиновники сами отказались от дорогой «органики». Поэтому сейчас на московских улицах используются в основном противогололедные смеси на основе хлорида кальция с добавлением модификаторов, уменьшающих коррозионную активность реагента.И почему бы не изучить этот опыт? Правда, даже не все россияне идут в ногу со своей столицей: не так давно на брифинге в Павлодаре руководитель городского отдела предпринимательства и сельского хозяйства Руслан Тлеулесов сообщил, что ТОО «Павлодарсоль» заключило контракт на поставку 68 тыс. тонн своей продукции в Омск, где наша соль войдет в состав песко-соляной смеси для борьбы с гололедом.Могли бы павлодарские коллеги обратиться и к опыту отечественных инноваторов. В нынешнем году в Астане прошел первый Startup Weekend столичного aкимата Astana Innovations Challenge – в ходе интеллектуального соревнования было представлено 20 проектов, и один из них как раз и способен заинтересовать коммунальщиков. Молодые разработчики придумали устройство под названием Ice killer – машину, внешне напоминающую газонокосилку и действующую по принципу парового утюга, горячим воздухом плавящую лед. Пока инновация рассчитана на пешеходные зоны, но ведь и новые задачи перед кулибиными еще никто не ставил.a
03:00 Пробудить генетический код нации, возродить интерес к кочевой культуре стремятся супруги Байдаралины
03:30 Мадина Бегалиева – первая казашка с дипломом инженера-металлурга и одна из зачинательниц женского движения в стране
05:00 В нынешнем году мы отмечаем 100-летие Кемаля Акишева – одного из основателей национальной археологической школы
04:00 Об изменчивости бытия, скоротечности времени и неустойчивости жизни размышляют в своих работах турецкие художники
04:30 Абылхан Кастеев, Морис Симашко, Герольд Бельгер и, конечно же, Наурыз стали хэдлайнерами мартовского выпуска журнала «Простор»
07:01 Один день из жизни участкового убедил в том, что в этой профессии могут работать только неравнодушные люди
08:50 Депутаты озабочены тем, что искусственный интеллект (ИИ) может привести к интеллектуальной деградации общества
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
28 февраля 2024 г. 3:00 Думан Орынбеков, ректор Shakarim University: Трансформация регионального вуза: молодые ученые как ключевой фактор развития
8 марта 2024 г. 5:20 Жительница Актау рассказала, как приумножить и не растерять знания казахского языка
15 марта 2024 г. 19:20 Полный текст выступления президента на третьем заседании Национального курултая