Год был непростым и крайне насыщенным. Многое делалось для обеспечения финансовой стабильности и снижения негативного влияния кризиса на отечественную экономику. Нурсултан Назарбаев дал поручение Правительству разработать комплексную антикризисную программу. Одним из инструментов реализации антикризисного плана действий стал Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который образовался именно в 2008 году. Тогда же впервые собрался Совет национальных инвесторов при Президенте, который рассматривал вопросы взаимодействия государства и бизнеса в условиях кризиса.
Не менее важно и то, что в 2008 году был сделан большой шаг к повышению эффективности антикоррупционной системы Назарбаев объявил о принятии Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией и ревизии законодательства.
В 2008 году главный город страны отметил 10-летний юбилей. 29 июня в главном городе страны состоялась 17-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. На ней Нурсултан Назарбаев объявил о программе «Путь в Европу», на разработку которой Казахстан подтолкнуло предстоящее председательство в ОБСЕ. Документ наметил пути расширения взаимодействия Казахстана с Европой на ближайшие 3 года.
Преодоление глобального кризиса
К 2008 году Казахстан подошел с большим запасом прочности. Достаточно сказать, что в 2001–2007 годах мировые цены на нефть совершили резкий скачок, увеличившись в 4 раза.
– В этот период у казахстанской экономики появился еще один значимый фактор роста – интенсивное наращивание кредитной активности банками, – говорит Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, доктор экономических наук.
Поскольку Казахстан получил от ведущих рейтинговых агентств суверенные кредитные рейтинги инвестиционного уровня, стало возможным получение высоких кредитных рейтингов и негосударственными эмитентами, в том числе банками. Это открыло дорогу к относительно недорогому зарубежному фондированию, которым они и воспользовались для расширения кредитной активности. В период с 2000 по 2007 год абсолютные объемы действующих кредитов выросли в 26 раз (при этом данный показатель был достигнут без фактора девальвации тенге, который, напротив, укреплялся), а относительный объем кредитов вырос с 10,6 до 56,5% ВВП. Быстрый рост экономики, отразившийся на стремительном взлете основных макроэкономических показателей (например, долларовый размер ВВП в 2008 году превысил уровень 2000 года в 7,3 раза), включая их подушевые параметры, обусловил впечатляющий прогресс Казахстана. Так, по Индексу человеческого развития (ИЧР) ООН Казахстан значительно продвинулся как по количеству набираемых баллов, так и по занимаемому месту, а также вошел в группу стран с высоким уровнем развития.
Сбалансированное развитие
Однако парадокс в том, что мы должны сказать спасибо наступившему мировому кризису, который позволил развиваться более сбалансированно. Так что кризис – это не только вызов, но и возможности.
В тучные годы, когда цена на энергоресурсы зашкаливала, Первый Президент нацеливал Правительство на диверсификацию экономики. Собственно, и Национальный фонд был создан с тем, чтобы не проедать сверхдоходы, а отложить их для следующих поколений. В последующем это не раз выручало Казахстан.
Именно в этот период закладывалась новая экономика Казахстана, произошел решительный поворот в сторону развития обрабатывающих производств, закладывался фундамент индустриализации, которая неразрывно связана с именем Елбасы. Вот лишь несколько цифр: за период с 2010 по 2020 год в несырьевой сектор Казахстана привлечено более 150 млрд долларов иностранных инвестиций. Были созданы транспортная, энергетическая и промышленная инфраструктура, законодательная база для поддержки, стимулирования и развития бизнеса. В дополнение к традиционно сильным отраслям металлургии и пищевой промышленности появились 26 новых секторов обрабатывающей отрасли. Это – автопром, железнодорожное машиностроение, производство медтехники и аппаратуры, солнечная и ветряная энергетика, производство оптических приборов, нефтегазового оборудования, трансформаторов, запорной арматуры. Индустриализация дала мощный импульс для развития смежных производств. Практически на треть вырос объем экспорта обработанных товаров.
Ключи от кризиса
Еще один вызов, с которым столкнулся Казахстан, – это чрезмерная активность отечественных банков в части привлечения зарубежного фондирования своей кредитной экспансии. Это обусловило высокую уязвимость банковской системы перед валютными рисками, которые наиболее ярко проявились в период глобального финансового кризиса 2007–2009 годов. Стремительное обесценивание валют развивающихся государств вновь заставило мир задуматься о скорейшей необходимости глобальной финансовой реформы.
– Глубокое методологическое осмысление глобальных проблем было предложено Нурсултаном Назарбаевым в его известной статье «Ключи от кризиса», – говорит Зарема Шаукенова, директор КИСИ при Президенте РК. – В статье Елбасы отмечается проявление феномена глобаномики – экономики, которая концентрирует в себе не только финансовые, но и политические, цивилизационные возможности всего мира. Вместе с ключами от кризиса Лидер Казахстана предложил план реконструкции мировых отношений.
По словам Заремы Шаукеновой, происходит нарастающий кризис потребительского общества Европы и одновременно рост пассионарности исламского мира и Китая. Это все взаимосвязанные процессы, поскольку их причиной является кризис социальной модели. Гипертрофированный индивидуализм в сочетании с потребительством приводит к социальному эгоизму. Риск этого в том, что люди, стремясь к беспечной жизни, не желают обременять себя семейными заботами. Падает рождаемость. Дети не заботятся о своих родителях. Нарушается связь между поколениями. Потребление обрело гиперформы и стало чрезмерным. При этом расхождение в уровне потребления между регионами мира носит катастрофические размеры. В СМИ можно увидеть такие показательные примеры: за 10 долларов на 3 недели обеспечивают питанием ребенка в Кенийском лагере, что меньше по стоимости губной помады на Манхэттене.
Однако попытки усовершенствовать социальные модели по-прежнему не увенчались успехом. Исторический процесс продолжает носить «блуждающий» характер. Все это – печальная реальность нынешней мировой экономической ситуации с ее сохраняющимися дефектами. Система реагирует на это новой эскалацией напряженности и развертыванием военных сценариев как элементов неоколониализма.
Исходя из уроков глобального кризиса, происходившего в 2007–2009 годах, Первый Президент Нурсултан Назарбаев предположил, что «мотором и сердцем Нового мира будет какой-то радикально новый мировой капитал», основанный на бездефектной мировой валюте.
«Валюта нового мира должна существовать на базе всемирного закона, подписанного главами большинства стран мира и ратифицированного большинством парламентов. Этот закон мог бы определять ее принципиально наднациональный статус и принципы ее эмиссии всемирным центром», – написал Первый Президент Казахстана в статье «Ключи от кризиса».
Социальный аспект
В 2008 году кризис ярко проявился не только в банковской системе. Серьезные проблемы наблюдались в других сферах. Появилась реальная угроза закрытия рабочих мест для многих казахстанцев. Ситуацию во многом исправили меморандумы об их сохранении, заключаемые работодателями и властями. Государство приняло меры по стабилизации ситуации в финансовом секторе. В фокусе финансовой поддержки оказались банки, строительные компании, малый и средний бизнес, сельское хозяйство, промышленные предприятия. В стране были приняты новые налоговый и бюджетный кодексы, законы о республиканском бюджете и о конкуренции.
– Мировой экономике свойственны как подъемы, так и спады, поэтому надо постоянно предусматривать меры стабилизации в случае кризисов. Такой своеобразной «подушкой безопасности» у нас являются Национальный фонд и золотовалютные резервы страны. Именно эти средства и позволили нам стабилизировать ситуацию и минимизировать негативное влияние внешних тенденций на экономику страны. Стабилизировалась ситуация в банковской системе. Банки страны не допустили дефолта ни по внешним, ни по внутренним платежам.
Нурсултан Назарбаев (выступление на открытии II сессии Парламента РК, 2 февраля 2008 года)
– Сегодня в условиях ухудшения мировой конъюнктуры мы должны активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций.
Нурсултан Назарбаев (Послание народу Казахстана, 6 февраля 2008 года)
– Мы каждый раз выходили из кризиса обновленными и еще более сильными.
Нурсултан Назарбаев (выступление на расширенном заседании Правительства РК, 13 октября 2008 года)
– По моей инициативе введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.
Нурсултан Назарбаев (выступление на Антикоррупционном форуме НДП «Нур Отан», 6 ноября 2008 года)
Поддержка государства позволила предотвратить остановку производств и массовые сокращения работников.
Год спустя была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР). Активизировались усилия по развитию предпринимательства, дебюрократизации, снятию административных барьеров для бизнеса, повышению конкурентоспособности.
Соответствующие усилия и меры, заложенные в ряд государственных программ, дали результаты. Продвижение Казахстана в трех ключевых международных рейтингах, оценивающих качество институтов и условий ведения бизнеса, было достаточно впечатляющим. По рейтингу Doing Business Казахстан поднялся с 71-го места в докладе 2008 года до 36-го места в 2018 году, по рейтингу Индекса экономической свободы – с 76-й на 41-ю позицию. По компоненту «Институты» Индекса глобальной конкурентоспособности место Казахстана повысилось с 80-го на 60-е, а в целом по данному индексу Казахстан в указанный период также улучшил свои позиции, хотя не столь выраженно, продвинувшись с 61-го на 57-е место.
В целом же, по данным экспертов, экономическая модель, сформированная под руководством Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева, несмотря на все сложности ее становления, позволила создать в Казахстане достаточно прогрессивную хозяйственную систему с благоприятной бизнес-средой, развитой предпринимательской инициативой, завершенными реформами во всех значимых сферах.