Фото из свободных источников
До конца 2016 года планируется реализовать два мероприятия из трех:
1. Автоматизировать процессы налогового и таможенного администрирования в целях ограничения контакта сотрудников органов государственных доходов с физическими и юридическими лицами.
2. Доработать модуль цен информационной системы «Электронные государственные закупки» на основе данных о закупках государственных органов и объектов квазигосударственного сектора, исключающий разброс цен товаров, работ и услуг, приобретаемых в рамках государственных закупок.
Вместе с тем запланированное к реализации в IV квартале 2016 года мероприятие по проработке вопроса внедрения поэтапного декларирования доходов и имущества физических лиц, в том числе декларирования источников расходов на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, доли участия лицами, занимающими ответственную государственную должность, уполномоченными на выполнение государственных функций и приравненными к ним, а также их супругами выполнено досрочно в 2015 году.
18 ноября 2015 года подписан закон по вопросам всеобщего декларирования населения, в соответствии с которым с 1 января 2017 года должны сдавать декларацию госслужащие, административный персонал национальных компаний, а также работники госпредприятий, а с 1 января 2020 года все остальное население страны.
При вхождении в систему декларирования будет сдаваться декларация об активах и обязательствах (форма 250.00), в которой необходимо указать то имущество, которое находится на праве собственности, в том числе квартиры, машины, вклады в банках и т. д. В последующем население будет сдавать ежегодно декларацию о полученных доходах, приобретенном имуществе.
Лица, которые получили в течение года заработную плату, пенсию, стипендию и не получали других доходов или не продавали недвижимость, будут представлять краткую декларацию на одном листе без указания каких-либо цифр (форма 260.00). Если же у человека круг доходов шире, то он должен будет представить подробную декларацию (форма 270.00).
Кроме того, с 1 января 2017 года вводятся дополнительные налоговые вычеты. Так, предоставляются дополнительные налоговые вычеты многодетным семьям, имеющим четырех и более детей. Также любое физическое лицо может воспользоваться налоговыми вычетами по расходам на медицинские услуги. Далее – по собственным расходам на обучение и расходам на обучение ребенка, а также по оплате вознаграждений по ипотечным жилищным займам.
Целью перехода к всеобщему декларированию является осуществление эффективного контроля полноты налогообложения, повышение эффективности борьбы с коррупцией и снижение теневой экономики.
В связи с чем сведения, заявленные в декларациях, будут сопоставлены с расходами, произведенными на приобретение активов (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия, депозиты и т. д.) как в Казахстане, так и за его пределами, и лица, у которых будут выявлены несоответствия, будут привлечены к ответственности.
В 2015 году в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ Министерством финансов РК как уполномоченным органом в сфере государственных закупок разработан Закон «О государственных закупках» в новой редакции с акцентом на решение проблем предпринимателей и снижение коррупционных рисков, его принятие является одной из антикризисных мер Правительства и Парламента.
Также одними из превентивных мер будут выступать нормы разработанного МФ Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле», целью которого является создание комплексной системы государственного аудита с учетом опыта правоприменительной практики действующей системы финансового контроля. В соответствии c законом о государственном аудите акцент в работе теперь будет смещен на экспертно-аналитическую деятельность. Как элемент предупреждения внедряется камеральный контроль с использованием функциональных возможностей информационных систем.
Кроме того, внесены поправки в Налоговый и Таможенный кодексы, направленные на улучшение фискального администрирования без вмешательства проверяющих в деятельность налогоплательщиков.
По исполнению раздела 2 (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ) в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ разработан ряд правовых актов, направленных в том числе на противодействие теневой экономике. В рамках плана разработано 5 проектов закона, 5 проектов концепций к законопроектам. Кроме того, подписаны 2 совместных приказа и разработана методика оценки объемов незаконной деятельности.
В 2015 году Всемирным банком проведено исследование «Влияние общесистемных мер на уровень теневой экономики в Республике Казахстан», которое включает оценку общего размера ненаблюдаемой экономики, разработку рекомендаций, системных и конкретных мер, связанных с уклонением от уплаты налогов, с управлением государственными финансами.
По результатам анализа предполагаемый размер теневой экономики в Казахстане снизился приблизительно с 42,5% в 1999 году до 34,3% в 2013 году. Эта оценка отличается от официальной оценки доли ненаблюдаемой экономики, рассчитанной Министерством национальной экономики РК в 2013 году.
По расчетам Министерства национальной экономики, в 2013 году доля ненаблюдаемой экономики в ВВП увеличилась с 19,2% в 2012 году до 27,4% в 2013 году, в том числе доля незаконной деятельности в ВВП составляла 2,3%.
В 2014 году доля ненаблюдаемой экономики в ВВП составила 27,3%, что ниже на 0,1%, чем за 2013 год.
Предложенные экспертами Всемирного банка рекомендации изучаются с целью возможности применения.
В целом для оценки воздействия общесистемных мер по противодействию теневой экономике будет проведен комплексный анализ основных причин проявления теневой экономики.
По борьбе с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей
В целях исключения схем уклонения от исполнения налоговых обязательств изменены и дополнены законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогового и таможенного администрирования.
Например, введена норма по обязательности применения электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС для исключения возможности создания схем по уклонению от уплаты НДС. Также прорабатывается вопрос по замене НДС на налог с продаж. Таким образом, создание лжепредприятий будет нецелесообразным.
В целях предотвращения фактов регистрации потенциальных «лжепредприятий» в Налоговом кодексе РК ужесточены требования при постановке на учет по НДС.
В 2015 году эффективность взыскания после проверок выросла почти в два раза (с 23,8 до 42,4 млрд тенге) при увеличении количества всего на 4 проверки.
Хорошие результаты дала проведенная акция «Требуй чек – выиграй приз!». При участии 2 млн человек дополнительно зарегистрированы как ИП около 9 тыс. физических лиц и поставлено на учет более 8 тыс. кассовых машин.
С целью стимулирования честности при ведении бизнеса усовершенствован институт уполномоченных экономических операторов. Внедрена новая схема администрирования при импорте товаров, усовершенствована система управления рисками.
В целях снижения теневой экономики при внешнеэкономической деятельности прорабатываются следующие вопросы:
– ведется работа по внедрению электронного декларирования;
– внедрения электронных сопроводительных накладных на импортируемую подакцизную продукцию (алкоголь, ГСМ, сигареты). С 1 января 2017 года предполагается введение электронных сопроводительных накладных на товары при импорте всех товаров и их перемещении по территории республики, с одновременной отменой бумажной формы товаротранспортной накладной;
– использование модуля «Виртуальный склад» информационной системы «Электронные счета-фактуры», который планируется ввести в пилотную эксплуатацию 1 июля 2016 года.
Также в целях предотвращения отмывания денег, полученных преступным путем, и их легализации через кредитные организации, другие профессиональные участники рынка ценных бумаг и системы моментальных платежей усовершенствована Методика мониторинга и финансового анализа схем «теневых» финансовых услуг в отмывании денег.
По развитию безналичных платежей
Для стимулирования безналичных расчетов банками проводится работа по снижению комиссий обслуживания операций, проводимых посредством РОS-терминалов. На текущий момент предусмотрены индивидуальные тарифы в зависимости от объема операций, проводимых посредством РОS-терминалов.
Крупнейшие банки применяют различные программы по привлечению клиентов для осуществления ими безналичных платежей посредством платежных карточек. Например, возврат определенного процента от суммы платежа в виде бонусов, на которые также можно осуществлять платежи, а также Кэшбак – возврат определенного процента от суммы платежа в виде денег.
Законопроектом «О платежах и платежных системах» предусмотрены нормы по возмещению держателям платежной карточки суммы денег по несанкционированной операции с использованием платежной карточки.
Кроме того, Национальным банком прорабатывается вопрос о создании межбанковской системы платежных карточек для обслуживания платежей между разными казахстанскими банками.
По эффективному управлению государственными финансами
Для упрощения процедуры государственных закупок и снижения коррупционных проявлений принят новый Закон РК «О государственных закупках», где:
1. Внедрен новый способ закупок с применением механизма предварительного квалификационного отбора поставщиков.
2. Сокращены этапы их проведения.
3. Заказчикам предоставлена возможность осуществлять закупки до утверждения бюджета.
4. Введен институт предварительного обсуждения технической спецификации.
5. Сокращены основания закупок из одного источника.
6. Повышены требования к внеконкурсным процедурам.
Проведена работа по повышению функционала веб-портала государственных закупок в части исключения технических неполадок путем совершенствования аппаратно-программного комплекса информационной системы «Электронные государственные закупки». Это позволило обрабатывать одновременно до 40 000 запросов в секунду.
Внедрен государственный аудит, основным механизмом которого является предупреждение нарушений на основании экспертно-аналитической деятельности. Вкупе с полной автоматизацией процесса документооборота государственных закупок это позволит акцентировать финансовый контроль на камеральное и точечное своевременное реагирование на основании системы управления рисками.
В 2015 году впервые начаты процедуры горизонтального контроля освоения бюджетных средств для принятия упреждающих мер. Благодаря чему было предотвращено необоснованное использование 2,7 млрд тенге и защищены права 380 предпринимателей, на 11% больше, чем в 2014 году.
Параллельно органами государственных доходов Министерства финансов РК путем мониторинга расходования средств по закупкам государства и квазигосударственного сектора 434 налогоплательщиками установлены взаиморасчеты с неблагонадежными контрагентами-поставщиками на 262 млрд тенге с предполагаемым уклонением от уплаты налогов на 74 млрд тенге. Проводится 583 досудебных расследования, и уже на сегодня взыскано 15 млрд тенге.
Сработав на профилактику, предотвратили неправильное заключение договоров на сумму 50 млрд тенге.
По совершенствованию бизнес-среды
Для улучшения бизнес-среды и снижения количества незаконных сделок в сфере биржевой торговли изменены и дополнены законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности. В частности, введены нормы по полному переходу к электронным биржевым торгам, внедрена административная ответственность за несоблюдение норм законодательства по товарным биржам.
С целью сокращения теневого производства в отраслях экономики в плане реализован ряд мероприятий в торговой и транспортных сферах, сельском хозяйстве, в операциях с недвижимым имуществом и промышленности.
По торговле
Кроме того, утверждена единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», в которой предусмотрены меры государственной поддержки в сфере строительства торговых объектов современного формата.
С целью создания условий для цивилизованной торговли принят закон по вопросам регулирования торговой деятельности.
Законом предусмотрен поэтапный перевод торговых рынков на современный формат, а также местные исполнительные органы наделены функцией по обеспечению реализации торговой политики, регламентирован порядок осуществления электронной торговли посредством Интернета. Кроме того, в Налоговом кодексе РК усовершенствованы нормы контроля администраций торговых объектов, предоставляющих площади физическим лицам. Также внесены изменения в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» по усилению ответственности работодателя за допуск к работе лица без заключения трудового договора (увеличены размеры штрафов).
По сельскому хозяйству
Реализованы мероприятия, направленные на совершенствование учета поголовья скота в личных подсобных хозяйствах, контроля за соблюдением трудового и пенсионного законодательства Республики Казахстан в сельскохозяйственной сфере.
В целях сокращения неформальной экономической деятельности в сельском хозяйстве упрощены процедуры создания и развития сельскохозяйственных кооперативов.
Кроме того, для учета зерна с целью прозрачности, ограничения выпуска зерновых расписок на несуществующие объемы зерна законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования зернового рынка» предусмотрено внедрение электронных зерновых расписок.
По транспорту
Успешно завершены работы по развитию электронного билетирования. В 2015 год внедрен программно-аппаратный комплекс «Мобильный терминал проводника», то есть все пассажирские поезда оснащены мобильными терминалами, в том числе пассажирские поезда частных перевозчиков. Также есть возможность приобрести проездной документ (билет) посредством Интернета и терминалов самообслуживания.
За 2015 год электронным способом продано 7,2 млн билетов, что в 2,8 раза превышает показатель предыдущего года.
По операциям с недвижимым имуществом
Совместным приказом регламентирована работа сотрудников органов государственных доходов и участковых полицейских для выявления физических лиц, предоставляющих жилье (помещение) в наем и получивших имущественный доход без постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов и, соответственно, без уплаты сумм индивидуального подоходного налога. Только за три последних месяца 2015 года выявлено 10 718 физических лиц, сдающих жилище внаем, дополнительно поставлено на учет 5 130 лиц, уплачено 112,3 млн тенге.
По промышленности
С целью достоверности учета производства и оборота алкоголя, нефтепродуктов обеспечена передача через оператора данных в уполномоченный орган данных об объемах производства в режиме онлайн в разрезе производителей посредством контрольных приборов учета данных.
Для недопущения теневого оборота алкогольной продукции запущено мобильное приложение Wipon (Вайпон), предназначенное для выявления нелегальной алкогольной продукции с отправкой в режиме реального времени сведений о возможной нелегальности товара в органы государственных доходов.
Уже сейчас данное приложение скачано 17 тыс. пользователей, проведено более 20 тыс. сканирований алкогольной продукции, выявлено 35% контрафакта.
Несмотря на уменьшение количества производителей алкоголя с 22 до 18, поступления по акцизам в 2015 году показали темп роста на 109,6% (рост на 14 млрд. тенге) в сравнении с 2014 годом.
Внедряемая электронная передача данных с контрольно-кассовых машин (ККМ) проводится через модернизацию имеющихся, без дополнительных денег бизнеса (зарегистрировано 39 тыс. ККМ, пробито почти 210 млн чеков на сумму 675,3 млрд тенге).
В 2015 году ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу с 1 августа 2015 г.), в рамках которой будет осуществляться обмен информацией с компетентными органами 94 иностранных государств, присоединившихся к Страсбургской конвенции. Это будет одним из элементов подготовки к всеобщему декларированию.