Охота пуще неволи

767
Дулат Молдабаев
Стреляли…

Охота уже давно не способ решения продовольственного вопроса, сегодня это больше хобби и возможность пообщаться с природой. Камнем преткно­вения в ходе рабочего совещания в стенах Национальной академической библиотеки РК с участием депутатов Мажилиса Парламента, представителей Министерства сельского хозяйства, охотоведов, ученых и юристов стал запрет весенней охоты в нашей стране. Сезон прошел, а осадок остался. Охотники лишились добычи, охотхозяйства – прибыли.

– Поводом для рабочего совещания стал тот факт, что впервые в истории Казахстана был введен запрет на проведение весенней охоты, – сказал в разговоре с журналистами член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК Михаил Чирков. – И этот беспрецедентный приказ не оставил равнодушными охотопользователей, а также охотников, которых в стране насчитывается более 160 тысяч. Последние стали обращаться в разные инстанции и к депутатам. Своего рода на публичные слушания мы пригласили представителей всех заинтересованных сторон. Чтобы они высказались не только по поводу запрета, но и по актуальным вопросам дальнейшего развития охотничьих хозяйств и отрасли в целом.

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК Юрий Тимощенко напомнил присутствующим предысторию вопроса. Приказ Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК № 265 об изменениях и дополнениях в приказ от 24 июля 2015 года № 190 «О введении ограничений и запретов на пользование объек­тами животного мира, их частей и дериватов, установлении мест и сроков их пользования» был подписан 24 ноября прошлого года. Новелла запрещает охоту в период с 16 февраля по 14 июня. А в феврале 2017-го был зачитан депутатский запрос, поводом для которого послужили неоднократные обращения охотничьих хозяйств и охотников к депутатам.

– Запрет весенней охоты прямо препятствует развитию охотхозяйств, – добавил мажилисмен. – И ставит под угрозу туристическую привлекательность страны.

В свою очередь исполняющий обязанности председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК Марлен Айнабеков сослался на мировую практику, сказав, что в развитых странах весенней охоты нет уже давно. Он отметил, что на весеннюю охоту у нас выделялось не более 5% от разрешенных лимитов, то есть видимые экономические потери субъектов охотничьего хозяйства от запрета очень малы. Перед принятием непопулярного решения Ассоциацией сохранения биоразнообразия Казахстана и Институтом зоологии было подготовлено биологическое обоснование, а до этого повсеместно проводились «круглые столы», после которых комитет рассмотрел все предложения и доводы. Информацию о необходимости наложения запрета на весеннюю охоту представители Комитета лесного хозяйства и животного мира озвучили на брифинге в Министерстве сельского хозяйства РК 15 нояб­ря 2016 года.

В пользу запрета приводились разные доводы, к примеру, весенняя охота создает мощный фактор беспокойства животных, нарушающий процесс гнездования, и, соответственно, снижает уровень естественного воспроизводства. Помимо этого выявлялись факты нарушения правил весенней охоты, в частности превышение добычи селезней, разрешенных к добыче. Самое многочисленное и пагубное нарушение – это отстрел уток, в то время как весной охота разрешена только на самцов.

Весной нерадивые охотники отстреливают и запрещенные к охоте виды животных. Так, в период весенней охоты с 1 марта по 20 мая 2016 года на территории республики было зафиксировано 185 фактов нарушения природоохранного законодательства.

Для собравшихся в библиотеке оппонентов Марлен Айнабеков привел мнение ученых, которые считают, что отстреливать птиц, только что переживших долгую зимовку, аморально, а весеннюю охоту они называют варварством и вандализмом.

– Приказ об установлении запрета был издан после согласования со всеми заинтересованными госорганами, общественными организациями, – отметил представитель МСХ РК.

А эффективность мер по запрету охоты показывает мониторинг административных правонарушений в охотничьей сфере. Чиновник привел статистические данные, показывающие снижение числа нарушений этой весной в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

С ружьем наперевес

Однако начальник отдела природоохранной полиции Комитета административной полиции МВД РК Айбек Ускенбаев не думает, что запрет на весеннюю охоту будет способст­вовать снижению браконьерства. Он тоже привел статистические данные за 5 месяцев прошлого и текущего годов, которые рисуют совершенно другую картину. При этом полицейский подчеркнул, что статистику формируют лишь зарегистрированные случаи, поскольку незаконная охота относится к латентным видам правонарушений, нередко злоупотребления остаются вне поля зрения контролирующих органов.

По словам Айбека Ускенбаева, Министерство внутренних дел изначально было против запрещения весенней охоты. Основным аргументом в пользу введения запрета были ожидание снижения количества случаев браконьерства и необходимость увеличения популяции диких животных и птиц.

– Однако установление запрета не способствует решению проблемы увеличения популяции, а лишь вызывает протестные настроения в общест­ве, – добавил подполковник полиции. – Все это отрицательно повлияет на развитие охотхозяйств и в целом провоцирует рост браконьерства.

По мнению Михаила Чиркова, в нашей огромной по территории и разнообразной по климатическим особенностям стране сроки сезонов охоты, лимиты добычи дичи должны отойти в компетенцию местных исполнительных органов, которые будут принимать решения в согласованном единстве с местными субъектами охотничьего хозяйства.

– Кто живет на своей земле, хуже для нее не сделает, – считает мажилисмен. – Эта истина в генах и в образе жизни, и не видеть ее не просто не дальновидно, это против интересов государства и его народа.

Депутат предложил образовать из участников совещания, а при необходимости с привлечением представителей других органов и организаций, согласительную комиссию для разработки документа, который затем вынесут на рассмотрение в Мажилис Парламента РК.

Подводя итоги дискуссии, Михаил Чирков подчеркнул, что приказ Минсельхоза, принятый без предварительных объяснений, а также согласований с охотсообществом страны, принес не только многомиллионные убытки отечественным охотхозяйствам. Сотни егерей остались без заработной платы, были сорваны десятки международных договоров по линии интурохоты, что, естественно, негативно отразилось на туристи­ческом облике Казахстана.

– Запрет подрывает экономическую основу существующего охотничьего хозяйства, отталкивает потенциальных инвесто­ров, но не решает вопрос сохранения животного мира, – сказал генеральный директор республиканской ассоциации общественных объеди­нений охотников и субъек­тов охотничьего хозяйства «Кансонар» Александр Бербер.

Выступавших было много, и сторонники весенней охоты сделали такой вывод: как сам приказ Минсельхоза, так и его «платформа» – биообоснование запрета весенней охоты в Казахстане – не состоятельны ни с научной, ни с практической, ни с экономической точек зрения.

Кого же взять на мушку?

Наша газета еще зимой обращалась к теме запрета весенней охоты. В одной из тематичес­ких «перекличек регионов» корреспонденты «Казахстанской правды» попытались разо­браться в причинах, побудивших Минсельхоз к принятию такого решения, и какие последствия может нести в себе отмена охотничьего сезона. Специалисты региональных подразделений МСХ РК в своих комментариях утверждали, что запрет на весеннюю охоту имеет научное обоснование, а основная его цель – восстановление популяции водоплавающей дичи, численность которой стремительно сокращается.

Однако многие, кого непосредственно коснулась эта директива, сомневались, что такое решение сможет положительно повлиять на ситуацию с популяцией птиц, и были уверены, что инициатива принесет больше вреда, нежели пользы. Известно, что запретный плод сладок. Поэтому запрет коснется, по мнению представителей охотобъединений, скорее, законо­послушных любителей природы, а безответственные завсегдатаи охотничьих забав привыкли нарушать запреты. Из-за чиновничьей новеллы, говорили журналистам охотники, наши тенге просто потекут в ближнее зарубежье, в частности в Россию, где весной разрешена охота не только на селезня утки, но и на гуся. И прошедшая весна подтвердила их правоту.

Охота – это не в последнюю очередь доходы, на которые финансируются природоохранные мероприятия: учет животных, охрана, биотехнические мероприятия. Зарплата егерям тоже немаловажная статья из тех же доходов природопользования. Ведь это местный люд, их семьи.

Возьмем Центральный Казахстан. Здесь весенняя охота ведется лишь во второй половине апреля, когда снег только сошел и талая вода еще не залила окрестности. К этому времени след перелетной птицы в небе уже растает, а местная высиживает потомство. В это время и начинается охота на селезня, ведь самцов раз в 5–7 больше, чем уток. В брачный период они не дают самкам спокойно сидеть в гнезде, налетают стаями. Потому охоту в этот период рассматривают как биотехнические мероприя­тия на время гнездования водо­плавающих, чтобы избавить утку от налетчиков и дать ей спокойно выводить птенцов. Сами охотники уверены, что не спутают селезня, имеющего яркое оперение, с серой уточкой.

Есть у нас и те, для кого охота не просто увлечение, а образ жизни. Те 15 дней весенней или осенней охоты они ждут с большим нетерпением. Для них это целый ритуал, включающий подготовку, проверку оружия и боеприпасов, обновление экипировки.

Мне вспоминается карикатура из журнала сатиры и юмора «Крокодил». На первом рисунке люди каменного века с дубинками наперевес нападают на мамонта, а на втором – браконьеры, увешанные автоматическим стрелковым оружием и гранатами, гонятся на машине за зайцем. Но мы-то ведем речь о цивилизованной охоте, которая, по словам подполковника полиции Айбека Ускенбаева, в соответствии с нормативными актами регламентируется рядом запретов и ограничений.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Скальпель сменили на гамма-нож
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Скальпель сменили на гамма-нож
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Китай любит тишину

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]