Другими участниками встречи стали заместитель главы миссии БДИПЧ/;ОБСЕ Меган МакКейб Фитцжеральд, заместитель председателя Центризбиркома Владимир Фоос, секретарь Центризбиркома Бахыт Мельдешов, члены ЦИК РК Татьяна Охлопкова, Марат Сарсембаев, а также специалист по правовым вопросам миссии БДИПЧ/ОБСЕ Мерсе Кастеллс Висенте и специалист по вопросам выборов Лусиан Рауль Мурешан.
Информируя участников встречи о ходе предвыборной кампании, глава ЦИК заметил, что сейчас подходит к завершению очень важный этап – агитационная работа, проводится контроль за предоставлением кандидатам равного доступа к СМИ, мониторинг средств массовой информации с целью недопущения ими нарушений норм избирательного законодательства.
В свою очередь глава миссии БДИПЧ/ОБСЕ рассказала о работе экспертов и о том, что миссией подготовлен промежуточный отчет. Корнелия Йонкер отметила сложность и важность работы по актуализации списков избирателей.
– Наша задача – обеспечить возможность реализации избирательного права для каждого избирателя. Для этого мы предпринимаем все необходимые шаги: внедряем новые механизмы взаимодействия избирательных комиссий с ЦОНами, призываем самих избирателей активней участвовать в процессе уточнения списков. Местные исполнительные органы открывают в регионах специальные call-центры.
Всего по республике на данный момент их уже 423, – сказал К. Турганкулов.
Не остались без внимания в ходе встречи и вопросы порядка формирования избирательных комиссий, работы лингвистической комиссии, процедуры подсчета голосов на избирательных участках и подведения итогов выборов.
* * *
Центральная избирательная комиссия внесла изменения в Правила выдачи и учета открепительных удостоверений на право голосования, утвержденные постановлением Центризбиркома от 8 апреля 2009 года.
Заместитель председателя ЦИК РК В. Фоос представил для обсуждения проект постановления, отметив, что действующая редакция Правил предусматривает изготовление открепительных удостоверений на право голосования из расчета 1% от общего числа избирателей, включенных в списки, тогда как мониторинг избирательного законодательства показал, что данная норма не в полной мере корреспондируется с положениями Конституционного закона РК от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан". В этом нормативном документе не оговаривается количество изготавливаемых открепительных удостоверений на право голосования, что в определенных случаях может привести к ограничению избирательных прав граждан, не позволив своевременно и оперативно обеспечить всех желающих необходимым количеством открепительных удостоверений.
Соответствующие поправки были приняты единогласно. В Правила были внесены и дополнения, согласно которым открепительное удостоверение может быть выдано представителю избирателя по доверенности.
Наряду с этим ЦИК приняла постановление "Об аккредитации наблюдателей иностранных государств и международной организации на внеочередные выборы Президента Республики Казахстан, назначенные на 26 апреля 2015 года".
Согласно данному постановлению, Центризбиркомом по представлению Министерства иностранных дел Казахстана аккредитовано еще 217 наблюдателей от четырех международных организаций и шести иностранных государств. Из них 166 – от миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами, 35 – от миссии наблюдателей от СНГ, 2 – от миссии наблюдателей от ШОС, 1 – от Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА), а также по три наблюдателя – от США, Монголии и Латвийской Республики, 2 – от Республики Корея и по одному – от Королевства Бельгия и Королевства Испания.
Таким образом, по состоянию на 17 апреля 2015 года Центризбиркомом аккредитованы 713 наблюдателей трех миссий международных организаций (БДИПЧ/ОБСЕ, СНГ и ШОС), двух международных организаций (Совета сотрудничества тюркоязычных государств и Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств) и 35 иностранных государств. МИДом аккредитованы 134 представителя иностранных средств массовой информации от 31 государства.
Всего на данный момент аккредитованы 847 наблюдателей иностранных государств, международных организаций и представителей иностранных СМИ.
* * *
Вчера ЦИК предоставил и промежуточные итоги мониторинга материалов СМИ по освещению хода избирательной кампании и предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Казахстан, опубликованных в период с 26 марта 2015 года.
Наблюдением охвачены 53 республиканских печатных издания, 16 республиканских телеканалов, 179 региональных печатных изданий, 29 региональных телеканалов, а также 7 информагентств и 117 наиболее популярных общественно-политических интернет-ресурсов. В соцсетях в поле зрения оказались более 200 сообществ и 250 страниц лидеров общественного мнения, 30 пользовательских каналов на видеопортале Youtube, обновления в ленте актуальных хештегов в Twitter. В целом с 26 марта по 16 апреля 2015года в республиканских и региональных СМИ опубликовано 15 662 материала по выборной тематике.
Разной оказалась предвыборная активность кандидатов и их штабов. Так, с 26 марта по 14 апреля у кандидата Нурсултана Назарбаева отмечено 48 информационных поводов (встречи Республиканского общественного штаба), у А. Кусаинова – 20, у Т. Сыздыкова – 18.
Наряду с информационной работой по освещению предвыборной деятельности кандидатов, в СМИ публикуются агитационные материалы, оплаченные из избирательных фондов кандидатов, а также за счет средств, выделенных из бюджета в рамках обеспечения гарантий государства.
Финансовые средства из бюджета все кандидаты осваивают активно. В частности, в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" от 31 марта 2015 года опубликованы предвыборные программы трех кандидатов в Президенты РК: А. Кусаинова, Н. Назарбаева и Т. Сыздыкова.
При этом указаны два источника финансирования: 1) из средств республиканского бюджета в соответствии с требованиями Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" и 2) из избирательного фонда каждого из трех кандидатов.
Однако, если рассматривать отдельно только агитационные материалы, опубликование которых было оплачено исключительно из средств избирательных фондов, ситуация в значительной степени отличается. Прежде всего это объясняется разными организационными ресурсами кандидатов. Именно от них во многом зависит своевременное формирование, наполнение и эффективное использование избирательного фонда.
По данным мониторинга, наиболее активно размещает в СМИ агитационные материалы, оплаченные из средств избирательного фонда, избирательный штаб Н. Назарбаева. С начала кампании на республиканском телевидении вышло 513 таких агитационных материалов Н. Назарбаева, 119 – Т. Сыздыкова и 88 – А. Кусаинова. На республиканском радио 514 материалов Н. Назарбаева, 38 – А. Кусаинова и 19 – Т. Сыздыкова. В печатных СМИ 14 материалов Н. Назарбаева, 4 – Т. Сыздыкова и 2 – А. Кусаинова.
Необходимо отметить, что в рамках мониторинга отдельно отслеживаются материалы по текущей деятельности кандидатов, являющихся должностными лицами и выполняющих свои служебные обязанности (без упоминания выборной тематики). В общем объеме материалов, посвященных выборам, они не учитываются, так как не связаны с избирательной кампанией.
Данные мониторинга говорят о том, что равный доступ кандидатов к средствам массовой информации обеспечивается, а избиратели могут получать полную, достоверную и объективную информацию обо всех зарегистрированных кандидатах в Президенты Республики Казахстан.