Директор департамента таможенного контроля КГД МФ РК Марат Бейсенов
Одним из приоритетов Стратегии вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, определенных Президентом Нурсултаном Назарбаевым, является обеспечение роста транзитного потенциала страны путем ускорения и одновременного повышения эффективности таможенных процедур.
Принимаемый новый кодекс ЕАЭС имеет множество новелл именно в части ускорения таможенных процедур, что должно способствовать упрощению и облегчению мировой торговли.
В настоящее время разрабатываются новые решения, в том числе и технические, направленные на увеличение транзитно-транспортного потенциала Казахстана, создание более благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, создание условий, исключающих коррупционные проявления, а также обеспечение полноты взимания таможенных платежей и налогов.
Вместе с тем, без развития физической инфраструктуры пунктов пропуска реализации таких приоритетных задач как внедрение электронного декларирования и единого окна при экспортно-импортных операциях, профессионализация участников внешнеэкономической деятельности, институциональное развитие не даст ожидаемого положительного эффекта.
В связи с этим, была разработана Программа модернизации и реконструкции пунктов пропуска на 2018-2020 годы.
Так, планируется строительство главного диспетчерского управления КГД в Астане и проведение модернизации 24 пунктов пропуска: 11 – автомобильных, 12 – воздушных, 1 – железнодорожного.
В настоящее время Министерством финансов проводится соответствующая работа для реализации данного проекта.
Основной целью модернизации и реконструкции пунктов пропуска является создание благоприятных условий при пересечении границы, увеличение транзитного потенциала, снижение административных барьеров, а также противодействие теневой экономике и минимизация коррупционных рисков.
В рамках данной программы планируется реализовать принцип "безопасность + скорость" на основе типового проекта эталонного пункта пропуска.
Проект "эталонного" пункта пропуска предполагает модернизацию системы интегрированного контроля и перестроение технологического процесса прохождения пунктов пропуска, что позволит сократить время, увеличить пропускную способность пункта пропуска и как следствие повысит транзитный потенциал страны, обеспечить безопасность цепи поставок.
Основные организационные принципы:
1. Обязательное физическое разделение потоков движения с их специализацией (без перекрещивания линий движения);
2. Фронтальный характер размещения средств контроля;
3. Логика движения "Пассажирский поток в центре, грузовой поток от центра к периферии":
– первая линия "Автобус" (одна полоса),
– вторая линия "Легковые авто" (одна полоса),
– третья линия "Грузовые авто" (две полосы минимум с возможностью расширения на еще 2 полосы),
– четвертая линия "Крупногабариты".
4. Единый сквозной автоматизированный коридор технического контроля (безостановочное движение) с выдачей талона прохождения госконтроля;
5. Обязательная инфраструктура банковского обслуживания;
6. Автоматизированная линия контроля пассажирского потока.
Данные меры позволят ускорить время прохождения товаров и транспортных средств с часу до 25 минут и увеличить пропускную способность пунктов пропуска.
Кроме того, в целях модернизации физической инфраструктуры таможенных постов на восточной границе продолжается строительство нового пункта пропуска "Нур Жолы" по процедуре ГЧП, а на западной границе введен новый пункт пропуска "Курык".
Учитывая сегодняшние реалии, перед таможенной службой стоит глобальная задача – не задерживать прохождение грузов через таможенные границы, обеспечивая при этом эффективный контроль за безопасностью и качеством перемещаемых товаров.
Модернизация и реконструкция пунктов пропуска на таможенных постах будет способствовать выполнению данной задачи.