​Не изобретая велосипед

730
Наталья Рыжкова, Темиртау

Выставленный в фойе электро­велосипед – практическое достижение учащихся городского политехнического колледжа, известного внедрением дуального образования в кураторстве с германскими партнерами. Двухколесная машина снабжена мотором и аккумулятором. Они не освобождают человека от вращения педалями – блок питания заряжается только от сети. Зарядки тонкого «кирпича» аккумулятора, закрепленного на багажнике, хватает на четыре часа езды. За это время при скорости 35 км в час можно накрутить 120 км, что высветит дисплей, фиксирующий уровень зарядки аккумулятора и выбор скоростного режима.

Достоинства «электровелика» перечислил старший мастер произ­водственного обучения Серик Солтанбеков. Это он ездил с двумя воспитанниками из групп электромехаников и промышленных механиков в Германию на стажировку в колледж, где собирают такие велосипеды. Если обычный велосипед требуется человеку как оздоровительный тренажер при современной гиподинамии, то зачем электродвигатель? – спрашиваю у мастера.

Оказывается, вы не освобождае­тесь от физической нагрузки. Педали придется крутить. Мотор и блок питания нужны вовсе не для лихой езды по равнинам: транспорт требуется лишь в поезд­ках по местности с крутыми подъемами.

– Электродвигатель создает экономию сил и затрат, что особенно важно для пожилых людей. Едешь по равнине – крутишь педали. А когда преодолеваешь холмы и крутые горки, включаешь мотор. Людям в возрасте за 60 это понравится. Стоит один раз прокатиться, как сразу выберешь его, – говорит Серик Солтанбеков.

Электровелосипеды давно используются в Европе, появились в России и Беларуси. Со временем экологический проект станет популярным и у нас. Начался он с того, что кто-то из германских партнеров по дуальному образованию увидел с воздуха рельеф Казахстана – просторные степи, горы, холмы, спуски и подъемы – и подумал о применении именно здесь велосипедов с моторами. Зарубежные кураторы предложили политехническому колледжу в системе дуального обучения производить у себя сборку таких двухколесных машин, используя опыт аналогичного учебного заведения в Германии.

Темиртаусцам идея понравилась. Тем более что для ее реализации есть специалисты: в стенах колледжа готовят электриков и электромехаников. Первый велосипед посланцы Темиртау, обучаясь за границей, собирали две недели. Потом поднаторели: теперь они могут выполнить работу за день. Одновременно это и форма развития изобретательства у студентов: если покупать в магазине комплектующие меньшей себестоимости, то удешевление подвигнет горожан на приобретение велотранспорта.

Демонстрируемый образец, собранный из зарубежных комп­лектующих, обошелся колледжу в 1 000 евро. В Германии он в три раза дороже. И там местное население снижает затраты за счет того, что берет старые или аварийные велосипеды и перестраивает. На стажировке будущих спецов этому тоже учили. Сначала темиртаусцы собрали один велосипед из двух старых, потом – из трех аварийных. Правда, не всякий годится под переустройство. Оговаривается, что должны быть колеса диаметром 26–28 дюймов и ручная V-образная тормозная система.

Проект дуального образования реализуется в Темиртауском политехническом колледже с 2014 года в партнерстве с немецкими компаниями, в частности с концерном Evonik, специалисты которых обучают мастеров и студентов. Этим летом первый выпуск успешно сдал экзамены немецким кураторам. Из 17 выпускников 15 трудоустроены, остальные ждут вакансий. Предприятиям нужны специалисты, хорошо знакомые с новыми технологиями: выпускники учились на электронных контроллерах, установленных на современных производствах. В одном лице выпускника работодатели получают электрика, программиста, автоматчика.

– Электровелосипед – еще не все задумки. Глава государства говорит об электромобильности. У нас есть договоренность с германскими партнерами на сборку электромобиля, – поделился планами директор колледжа Айдар Абишев.

В ноябре учебное заведение планирует с родственным колледжем в Германии подписать меморандум по Индустрии 4.0. Появится новая специальность «промышленный механик» с тремя квалификациями. Как рассказал Карл Лебхерц, руководитель образовательного центра при концерне Evonik по региону Южная Германия, изначально кураторы планировали в Темиртау обучение только электриков. Сейчас колледж реализует проек­ты по разным направлениям, что уже большое достижение.

По мнению германской стороны, чтобы дуальное обучение вышло в регионе из зачаточного состояния, надо завоевать интерес у предпринимателей. Важно добиться их партнерства и повысить интерес в сотрудничестве с колледжами, чтобы реализовать связь: предприятие – образовательное учреждение. В то же время зарубежные партнеры положительно оценивают открытость темиртаусцев к идеям и предложениям, чему примером служит совместный проект по выпуску электровелосипеда.

– Нас это радует. Можно продви­гать новые идеи, – говорят кураторы.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Творить добро не напоказ, но с пользой
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]