Наш современник Курмангазы

5324
Юрий ДОРОХОВСКИЙ
Мы, современные люди, и сами до конца не понимаем, насколько он и другие великие исподволь, будучи рядом с нами, помогают Казахстану выйти на те позиции, которые страна начинает занимать в мире. Музыка Курмангазы, всесторонне отражая нашу жизнь, проникает не только в души тех, кто казах по паспорту, но и всех других народов, живущих в нашем государстве.

В молодости я работал в оркестре Казахского театра драмы им. М. Ауэзова, где имел немало бесед с самыми видными деятелями отечественного искусства. И они много мне дали в плане того, чтобы я, не замыкаясь на голом профессионализме, искал драматургию в исполняемой музыке. А кюи Курмангазы это и есть музыка, вытекающая из ярчайшей драматургии. Казахский кюй вообще отличается тем, что это не просто произведение прикладного значения. Мы и употребляем в отношении этой музыки слово "народная", но в том-то и весь смысл, что все великие кюйши – Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Сугир, Ыхлас – были композиторами-самородками из народа.

Казахи совсем не случайно славятся своим состраданием. Это, я твердо убежден, сложилось не только из-за уклада жизни, когда кочевник, натосковавшись за долгую зиму по общению, любого гостя встречал как самого родного человека. Дело в том, что испокон веков в степи находились люди, оказывавшие громадное влияние на духовность народа. С древнейших времен, собираясь вместе, степняки слушали кюйши, которые играли не легкую развлекательную музыку, а программные сочинения, посвященные крупным событиям или выдающейся личности.

Хорошую песенную и танцевальную мелодию можно услышать у многих народов, но почему появление концерта "Курмангазы – Вивальди" стало возможным именно в Казахстане? Потому что и Вивальди, и Курмангазы – образцы программного симфонизма в классической музыке, а домбра – инструмент с двумя лишь струнами, которым почти каждый казах владеет с раннего детства – обладает колоссальными возможностями.

Но вернемся к кюям "Курмангазы", так ярко отразившим душу народа. Так, кюй "Адай", воспевающий мужество и героизм народа, стал одним из тех произведений, которые укрепляли дух уходивших на фронт солдат. Или абсолютно полярное, но тоже "моторное", подвижное произведение – блестящее скерцо "Сарыарка". С одной стороны – в нем жанровые зарисовки картин природы, а с другой – яркий, эмоциональный и открытый характер народа.

Кюй "Акбай" – это симфоническая поэма, где трагическая судьба одного человека приобретает вселенский размах. Или возьмем кюй "Машина". Одни утверждают, что Курмангазы предвидел урбанизацию, другие приписывают появление кюя потрясению, испытанному им от первой встречи с паровой машиной. А мне кажется, этот кюй показывает изменение темпоритма жизни, и музыкант в силу своей гениальности почувствовал это.

Бог, даруя свою искру, не смотрит на национальность музыканта. Сила мировых классиков в том и состоит, что их музыка не требует перевода. А произведения Курмангазы стоят в одном ряду с Бетховеном и Чайковским. Зарубежные слушатели совершенно ясно и точно чувствуют их грандиозный масштаб. Но чтобы произвести именно такое впечатление, нужен фундаментальный подход к произведению, с которым работаешь. В музыкальном мире считается, что знать и уметь – это разные вещи. То есть можно много чего знать, но не уметь претворить это в конкретном деле. Что касается профессиональной работы с оркестром, то здесь очень важно не просто чисто и красиво сыграть, а сделать так, чтобы основной тематический материал не заслонил, в частности, аккомпанемент, чтобы были динамическое равновесие, фразировка, потому что даже те технические средства, которые где-то можно пропустить, иногда могут полностью исказить произведение.

Яркий пример тому – кюй "Машина". В европейской музыке многие композиторы только к концу XIX – началу XX века стали применять мет­роритмические схемы, но Курмангазы использовал их гораздо раньше: в "Машине" как раз и присутствуют сложнейшие метроритмы. Однако когда я первый раз в качестве дирижера взял в руки ноты кюя, то увидел выхолощенное до неузнаваемости произведение. Если бы я не был знаком с великолепными изложениями "Машины" для оркестра имени Курмангазы другими мастерами, не поверил бы, что это творение гения.

Впервые переложение кюев Курмангазы и других авторов для казахских народных оркестров сделал академик Ахмет Жубанов. Следом за ним другой выдающийся мастер, народный артист республики, профессор Алдаберген Мурзабеков издал несколько основательных фундаментальных сборников для казахского народного оркестра. И вот когда я, восхищенный метроритмом "Машины", пошел за нотами в библиотеку, мне дали то, что было уже сыграно оркестром имени Курмангазы. Оказывается, дирижер, имя которого я называть не буду, взяв то, что написано у Курмангазы, и то, что Мурзабеков внес в партитуру в виде переложения для народного оркестра, сложные места повычеркивал и оставил всего один основной метр и – чудесный кюй превратился в заурядную пьесу. Ну что здесь можно сказать? Разве что вспомнить слова Максима Горького. Когда искусство фотографии еще только начинало завоевывать свои позиции, у него спросили, чем является фотография – искусством или ремеслом? В ответ прозвучало: любое ремесло можно возвысить до искусства и любое искусство низвести до плохого ремесла. Здесь то же самое: когда автор попадает в руки исполнителя, то очень важно разобраться с произведением настолько добросовестно, насколько это возможно. Но это означает не просто чистку текста, чтобы все звучало в унисон, а надо сделать так, чтобы заложенная в произведении драматургия приобрела конкретно выраженную профессиональную основу. Если этого не сделать, не прозвучат даже великие музыканты. Я смею надеяться, что хоть немножечко приблизился к масштабу Курмангазы, исполнив перед этим серьезнейшую мировую классику – произведения Баха, Моцарта, Верди и Чайковского.

Нотные записи произведений Курмангазы появились уже при советской власти благодаря Дине Нурпеисовой, сохранившей в памяти все кюи своего великого учителя. "Не может этого быть!" – скажет далекий от музыки человек. Нет, может! Бетховен, например, написав партитуру к своим фортепианным концертам, сольные партии к некоторым из них не записывал. Так, например, Третий свой концерт он сыграл по памяти, и только позже опубликовал его полностью. В концертах Паганини оркестровая партитура тоже была без сольной партии скрипки. Понятно, что никто, как он, и не сыграл бы, но у него, как и у любого гения, было много недоброжелателей, и Паганини опасался козней в виде воровства. А в казахской традиции устное запоминание развито до такой степени, что все детали воспроизводятся до мельчайших подробностей.

Творчество Курмангазы как автора инструментальных произведений в основном программного характера стало одним из основополагающих столпов в формировании народного и профессионального искусства, хотя истоки казахской народной музыки уходят в древние времена – XI век и ранее. Его музыка звучит всегда и всюду – в исполнении домбры, ансамбля, народных и симфонических оркестров, в музыкальных заставках радио- и телепередач. Она нужна нам. И мы ее перестали замечать почти так же, как воздух, которым дышим, но она влияет на умы и настроения всех казахстанцев.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Неприглядные врата страны
У границы фуры ходят хмуро…
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]