– Скажите, чем обусловлена необходимость включения нормы о местном и международном наблюдении за выборами в законодательство о выборах Казахстана? Сколько наблюдателей аккредитовано?Арбол Хасенович: Наблюдение за выборами является составной их частью. Оно обеспечивает авторитетность, свободный и открытый характер избирательного процесса, его соответствие международным принципам и обязательствам в области демократических выборов. Эта норма закреплена в ряде документов ОБСЕ и в Декларации принципов международного наблюдения за выборами, принятой под эгидой ООН в 2005 году. В Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ 2002 года общественное и международное наблюдение за выборами отнесено к стандартам демократических выборов.
Процесс аккредитации завершается 20 апреля 2015 года. По состоянию на 30 марта 2015 года аккредитовано 236 международных наблюдателей от миссий БДИПЧ/;ОБСЕ, СНГ, ШОС и 19 иностранных государств за президентскими выборами в стране. БДИПЧ/;ОБСЕ и СНГ планируют задействовать примерно по 350–400 краткосрочных наблюдателей.
– Кого можно отнести к местным и международным наблюдателям согласно законодательству о выборах?
А. Х.: Согласно Конституционному закону о выборах, к местным относятся наблюдатели политических партий, иных общественных объединений (профсоюзы и другие объединения граждан) и некоммерческих организаций (учреждения, фонды, объединения юридических лиц и другие). То есть местный наблюдатель является представителем политической или общественной организации, НПО.
К международным относятся наблюдатели международных (межправительственных) организаций и иностранных государств, официально приглашенные наблюдать за выборами.
– Есть ли какие-либо условия или ограничения для регистрации местных и международных наблюдателей?
А. Х.: До 2004 года местные наблюдатели проходили аккредитацию в соответствующих избирательных комиссиях. Сейчас политические партии, общественные объединения, НПО сами определяют своих наблюдателей. Единственным условием является наличие документов, удостоверяющих полномочия и личность наблюдателя, на основании которых он и регистрируется избирательной комиссией.
Международные наблюдатели осуществляют свою деятельность на основании документа об аккредитации их Центральной избирательной комиссией и документа, удостоверяющего их личность. Аккредитация их осуществляется по представлению Министерства иностранных дел РК. Не аккредитуются частные лица и лица, имеющие какие-либо политические, экономические или другие интересы в Казахстане. А также те, чья аккредитация была ранее отозвана или отменена за нарушение законодательства нашей страны, другого государства либо общепризнанных международно-правовых норм, или признанные виновными в совершении ими уголовного преступления, коррупционного правонарушения или незаконной деятельности в период за 5 лет до подачи заявки на аккредитацию.
Процедура регистрации для всех наблюдателей на избирательном участке одинакова. Они должны представить в избирательную комиссию документ, удостоверяющий их полномочия в качестве наблюдателя или аккредитацию ЦИК, и документ, удостоверяющий их личность.
– Идентичны ли права местных и международных наблюдателей?
А. Х.: Права во многом схожи, но есть и различия. Так, местные наблюдатели имеют право обжаловать решения, действия или бездействие избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии или в суде, делать фото-, аудио- и видеосъемку, не создавая помех процедурам голосования и определению его результатов.
Международные наблюдатели могут делать публичные заявления, информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, а также вправе вносить рекомендации.
– Какие есть гарантии обеспечения прав наблюдателей, какая ответственность заложена в законах Казахстана за их нарушение?
Марат Алдангорович: Одна из существенных гарантий деятельности отечественных наблюдателей состоит в том, что они могут обжаловать решения, действия (бездействие) той или иной избирательной комиссии, ее членов в вышестоящую избирательную комиссию или в судебный орган. На страже защиты прав наблюдателей стоит также Кодекс РК об административных правонарушениях. Он предусматривает ответственность за воспрепятствование их праву присутствовать на заседаниях избирательной комиссии и на избирательном участке в день голосования, возможности наблюдать за ходом голосования, сопровождать переносные избирательные урны, присутствовать на всех стадиях избирательного процесса и встречаться с его участниками, за непредставление им сведений об итогах голосования.
– А насколько различны основные обязанности местных и международных наблюдателей?
М. А.: Обязанности местных и международных наблюдателей практически идентичны, в законе о выборах почти все обязанности совпадают даже текстуально. Они заключаются в беспристрастном наблюдении за ходом выборов, невмешательстве в его процесс, соблюдении правил, установленных на избирательном участке, непрепятствовании работе избирательной комиссии. Только одна обязанность местных наблюдателей – «основывать свои замечания на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах» – отсутствует среди обязанностей международных наблюдателей. Это связано с тем, что отечественные наблюдатели могут обжаловать нарушения в правоохранительные и судебные органы, где требуется документальное доказательство достоверности фактов. В кодексе наблюдателей БДИПЧ/;ОБСЕ такой пункт также был, но он был снят, чтобы облегчить наблюдателям возможность делать замечания в адрес наблюдаемой страны.
– У многих международных организаций (БДИПЧ, СНГ, ШОС) есть кодекс поведения наблюдателей, есть ли такие же кодексы в отношении местных и иностранных наблюдателей?
М. А.: Кодексов поведения в отношении местных и иностранных наблюдателей на территории Казахстана не существует. Деятельность их регламентируется соответствующими статьями Конституционного закона о выборах в нашей стране, которые по своему объему и содержательности не уступают кодексам упомянутых международных организаций.
– При нарушении наблюдателями закона Казахстана каковы будут для них последствия? Кто принимает решения о привлечении к ответственности?
М. А.: Если местные наблюдатели допускают нарушения законодательства Казахстана, то избирательная комиссия, на территории или участке которой были допущены эти нарушения, имеет право отменить регистрацию таких наблюдателей. При нарушении норм казахстанского закона о выборах международными наблюдателями ЦИК РК вправе отозвать их аккредитацию. Кроме того, если эти наблюдатели нарушают не только местное законодательство, но и общепризнанные международно-правовые нормы, то соответствующая избирательная комиссия может внести представление в Центральную избирательную комиссию об отзыве аккредитации. А в случае серьезных правонарушений со стороны наблюдателей они могут быть привлечены правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.
– Могут ли местные наблюдатели вносить рекомендации по совершенствованию правовой базы Казахстана в отношении выборов, как это делают ОБСЕ, СНГ, ШОС?
М. А.: По Конституционному закону о выборах наблюдатели миссий ОБСЕ, СНГ, ШОС действительно имеют право вносить рекомендации по совершенствованию правовой базы Казахстана в отношении выборов. Правомочие местных наблюдателей о внесении таких рекомендаций не предусмотрено. Но вместе с тем нет и запретной нормы на этот счет. Следовательно, местные наблюдатели также вправе вносить подобного рода рекомендации. Уже сложилась политическая практика, когда после каждых выборов представители политических партий, общественных объединений и НПО вносят свои предложения по улучшению юридических электоральных норм законодательства Республики Казахстан.