фото с сайта Motor.kz
– Согласно законодательству, прерогатива рассмотрения этого вопроса принадлежит маслихату города, – цитировала ранее пресс-служба акима Алматы руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Максута Исахова. – Компании-перевозчики периодически обращаются к местному исполнительному органу с предложением рассмотреть возможность повышения тарифа. Однако, прежде чем обсуждать этот вопрос, компании должны предоставить расчеты и сметы по расходам и доходам, сумме затрат на горюче-смазочные материалы, выплату заработной платы персоналу, покупку запасных частей, а также указать размеры прибыли. Необходимо просчитать пассажиропоток, определить наиболее и менее прибыльные маршруты.
В последний раз стоимость проезда в общественном транспорте южного мегаполиса повышалась в 2012 году – с 50 до 80 тенге. Этот тариф ниже себестоимости перевозок, и, как заверяют перевозчики, поэтому они терпят миллионные убытки, парки работают на износ, не имея возможности обновлять подвижной состав, поддерживать высокую техническую готовность.
– Согласно расчетам компаний-перевозчиков тариф в общественном транспорте Алматы должен составлять 148 тенге, – говорит Сабит Аманбаев, президент ОЮЛ «Ассоциация предприятий пассажирских перевозок г. Алматы», генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана. – В этот тариф заложены средства на обновление автопарка, расходы на горючее, автозапчасти, заработную плату сотрудников, отчисление налогов.
Резкий рост стоимости обслуживания подвижного состава, материалов, запасных частей и ГСМ довели перевозчиков практически до неплатежеспособности. Их убытки исчисляются миллионами. Тяжесть положения наглядно показали алматинские снегопад и морозы в ноябре прошлого года. Перевозчики не смогли выставить на линии нужное количество машин, произошел массовый срыв графиков движения сотен маршрутов. И все из-за того, что у компаний не было средств на приобретение зимнего топлива, необходимых запчастей. В ожидании транспорта горожане часами мерзли на остановках.
– Законом РК «Об автомобильном транспорте» предусмотрено, что тарифы на регулярные социально значимые перевозки пассажиров устанавливаются местным исполнительным органом. Если их уровень не обеспечивает рентабельность, убытки должны субсидироваться из бюджета, – отметил Сабит Аманбаев. – В полном объеме это субсидирование никогда не проводилось. В 2015–2016 годах его не было вообще. По этому поводу два года назад шли судебные процессы. И не только в Алматы, но и во многих регионах страны. Большого результата не получилось. Но с прошлого года администрация города начала выплачивать перевозчикам компенсацию за льготный проезд для некоторых категорий граждан.
В результате ситуация привела к критической степени износа автобусов и деградации производственной базы большинства перевозчиков. В частности, 58,6% автобусов Алматы (без учета автобусов муниципального парка) эксплуатируются более 20 лет. При этом 38,6% подвижного состава (произведенные до 1992 года, до внедрения стандарта ЕВРО-1) совершенно не соответствует требованиям экологических стандартов. Из-за ухудшения ситуации на рынке пассажироперевозок за последние 2 года с него ушли три предприятия. И уже стали обыденными ЧП с участием автобусов.
– Чтобы не допустить полной остановки предприятий, необходимо срочно принять меры по обеспечению организации городских пассажирских перевозок на качественно высоком уровне, – убежден Сабит Аманбаев. – А это, прежде всего, выполнение утвержденных Правительством нормативно-правовых актов по субсидированию убытков перевозчиков на социально значимых автобусных маршрутах.
И не исключено, что плата за проезд в Алматы в нынешнем году все-таки повысится: после проведения Универсиады перевозчики вновь намерены представить свои расчеты в комиссию маслихата Алматы по развитию транспорта и жилищным вопросам.
Всего в Алматы 18 компаний-пассажироперевозчиков. Действуют 160 автобусных маршрутов, некоторые из них обеспечивают связь города с населенными пунктами, расположенными неподалеку от Алматы. Часть машин (порядка 800 единиц) переведена на компримированный (сжатый) природный газ. Троллейбусная сеть состоит из 8 маршрутов, которые соединяют запад, восток и юг города с железнодорожными вокзалами Алматы-1 и Алматы-2.
В автопарках Алматы насчитывается 1 500 автобусов и 200 троллейбусов. Ежедневно на линии должны выходить 1 300 машин, но фактически выезжают до 1 200 единиц общественного транспорта, который ежедневно перевозит около миллиона пассажиров.