В апреле прошлого года в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» на участке железнодорожной ветки Алматы – Шу началась укладка первого звена рельсошпальной решетки отечественного производства. Нынче проект по строительству вторых путей будет завершен, уже введено в эксплуатацию около 70 из 110 км. Совсем недавно перегон Отар – Чильбастау на линии Алматы – Шу стал полностью двухпутным, что позволило значительно повысить пропускную способность магистрали и скорость движения поездов.
Как отметил в ходе церемонии ввода в строй перегона ветеран отрасли, почетный железнодорожник Калтай Самбетов, реализация проекта способствует увеличению транзитного потенциала страны. Действовавшая здесь однопутная дорога создавала заторы на всей железнодорожной сети юга страны. Укладка вторых путей обеспечит беспрепятственный пропуск пассажирских поездов, снизит сроки доставки транзитных грузов в Китай и страны Азии, оптимизирует внутренние перевозки из Алматы и Алматинской области в другие регионы республики.
По прогнозным данным КТЖ, пропускная способность участка увеличится более чем втрое, проходимость грузовых составов вырастет до 68 км в сутки. Тем самым сократятся транспортно-логистические расходы предприятий, что в конечном итоге снизит себестоимость производства отечественных товаров.
Как сообщил «Казахстанской правде» директор филиала АО «НК «КТЖ» – «Алматинское отделение магистральной сети» Талгат Еспанов, одновременно ведется обновление старых путей: укладываются железобетонные шпалы и рельсы, изготовленные на Актюбинском рельсобалочном заводе. До октября планируется отремонтировать около 36 км на участке Алматы – Отар. С завершением капремонта и запуском двухпутной линии улучшится качество дороги, и на ней будет обеспечен пропуск скоростных составов.
– В прошлом году были проведены испытания на участке между станциями Агадырь и Моинты в Карагандинской области, – рассказывает Талгат Еспанов. – Разгоняли поезд до 200 километров в час. Испытания прошли успешно, и уже на многих направлениях скорость движения составов увеличилась. Однако не везде готова инфраструктура, предстоит еще много работы по модернизации путей.
Примечательно, что рельсы длиной от 25 до 120 м, которые выпускает актюбинский завод, предназначены именно для высокоскоростных магистралей. Их укладывали на линии Жетыген – Коргас, используют при замене старых путей на других участках. По оценкам экспертов, качество продукции отвечает мировым стандартам, срок эксплуатации не менее 50 лет.