​Любовь вольна – как птица

904
Наталья Курпякова

Фиаско и триумф

Для оглушительного успеха у этой оперы изначально, еще в 1875 году, было все: сюжет с инт­ригой – любовь и кровь, и страсти роковые, музыка известного композитора, премьера в Париже. Чего бы еще? Однако самая известная опера Жоржа Бизе (и одна из знаменитейших в мире) была встречена публикой, мягко говоря, прохладно.

Либретто тогда посчитали вульгарным и скандальным, ведь главными действующими лицами оказались простые люди, да еще какие – цыганка, солдат, тореадор, крестьянка и в придачу работницы табачной фабрики с контрабандистами. Музыка показалась первым слушателям бесцветной (!) и недостаточно романтичной. По свидетельству современников, первые два акта публика восприняла хорошо, третий – сдержанно, после четвертого в зале царило ледяное молчание. Равнодушие сменялось негодованием, и «Кармен» даже объявили «безнравственной».

Последняя опера, которая могла стать (и вскоре стала) творческим триумфом, обернулась для Бизе фиаско. Считается, что провал «Кармен» роковым образом отразился на его здоровье, и через три месяца 36-летний композитор скончался.

Впрочем, были и другие мнения. Вскоре после премьеры Петр Чайковский написал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Так и случилось.

Мир оперы нельзя представить без «Кармен», ее ставят повсеместно. Более того, это одно из редчайших оперных произведений, фрагменты из которого слушатели определяют на слух, по первым тактам и даже могут напеть. Опера наполнена яркими запоминающимися мелодиями, где вне конкуренции ария героини «У любви, как у пташки, крылья» и «Марш тореадора». И поэтому тоже интерес к постановке «Кармен» самый пристальный, а ответственность постановщиков велика.

В Astana Opera дирижером-пос­тановщиком выступил заслуженный деятель Казахстана, главный дирижер театра Алан Бурибаев, режиссером-постановщиком – Лоренцо Амато. Хормейстер – заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов. Постановка танцев – Елена Шерстнева.

Разноцветье закулисья

До премьеры все самое увлекательное происходит за кулисами. Можно сказать, что там будущий спектакль обретает плоть и кровь. Декорации, бутафория, костюмы – не просто антураж, вещественные элементы действия, это полноценная и важнейшая составляющая спектакля. Не случайно на афишах и в программке указывается: сценограф-постановщик, то есть один из соавторов спектакля.

Сценограф-постановщик «Кармен» – выдающийся мастер Эцио Фриджерио. Художник по костюмам – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино, ее ассистенты – Даниэль Бутар, Хелен Критикос, Арасель Досмуратова, художник по свету – Якопо Понтани, художник по проекциям – Серджио Металли. «Зрелищность» постановки – их задача. И посмотреть будет на что!

«Кармен» переносит зрителей в середину XIX века, в Испанию, в Севилью. В опере четыре акта, смена декораций достигает рекордного числа. И делать все надо очень ­быстро. Уютные улочки старинного города, площадь, фонтан (разумеется, настоящий, с водой), казарма, табачная фабрика, таверна, горная местность…

Руководитель художественно-постановочного комплекса Виктор Караре обращает внимание, что в третьем акте действие начинается в горах, зрители увидят 12-метровые элементы декораций. И всего за несколько минут 50 машинистов сцены, сменив массивные «горные» конструкции, перенесут нас на центральную городскую площадь. Специалист отмечает, что при изготовлении декораций учитывается не только высокое качество, оригинальность, но и долговечность – они могут прослужить полтора-два десятилетия.

– Также публика увидит замечательные видеопроекции, световые эффекты, а особый колорит постановке придадут лошади, которые уже неоднократно выходили на сцену нашего театра, – пообещал Виктор Караре.

Огромные декорации имеют свои детали, о которых, как и о тонкостях их создания, зрители даже не подозревают, воспринимая «картинку» целиком. Например, варьируя цветовую палитру, используя специальные спреи и другие бутафорские хитрости, удалось показать, что дождь с годами разрушает нижнюю часть фундамента домов. Такие, на первый взгляд, мелочи создают атмосферу спектакля. За этим строго следит 80-летний маэстро Эцио Фриджерио. Все его работы в Astana Opera вызывают восхищение зрителей, а самого сценографа-постановщика в театре любят и уважают за высочайшее мастерство, трудолюбие и постоянное желание творить, учиться и учить.

На сцене нет ничего случайного. Если вещь там появилась, значит нужна именно она. И над ее изготовлением трудился не один человек, и не один день. Предметный мир спектакля огромен: мебель, посуда, светильники, украшения, цветы, фрукты и овощи, корзинки, повозки, зонтики, оружие… На репетиции «Кармен» в закулисье разместился целый арсенал. Берешь ружье с опаской, ощущая его вес, холод металла, гладкую отделку дерева.

– Бутафорские ружья по технологии изготовления идентичны настоящим: дерево, металл и чеканка. Если добавить специальный механизм, то они смогут стрелять, – рассказывает художник-бутафор, скульптор Даурен Омаров. – Необычной формы посуда, кувшины, вазы удивили, как только мы увидели эскизы. Вначале отливались формы, вытягивались глиной, затем заливались гипсом, а уже потом лепилось папье-маше. Светильники из дерева, но задекорированы так, что выглядят, будто сделаны из старой латуни, с проступившей на железных вставках ржавчиной.

На женский взгляд, самый лучший, конечно, костюмерный цех, где можно запустить пальцы в кружева, рассмотреть каждую складку на наряде, перебирать пуговицы, примерить шляпку… Здесь чудеса творятся под руководством Франки Скуарчапино. Для художника это уже третий спектакль «Кармен», и классический вариант постановки, выбранный в столичном театре, ей особо по душе. Над столом размещены эскизы костюмов, выполненные Франкой, и два десятка сотрудниц цеха что-то кроят, вырезают, приметывают, шьют, строчат, клеят, гладят, развешивают на плечиках. И кажется немыслимым разобраться в этом круговороте ткани и тесьмы!

Для «Кармен» шьется порядка 400 костюмов, артисты дважды будут переодеваться. И не забудем, что в веке XIX мало кто появлялся на улице без головного убора! Поэтому в течение всего репетиционного периода напряженная работа кипела в каждом уголке цеха. За неделю до премьеры в коридоре висели ряды одежды. Прикрепленные листы с надписями поясняли, кто появится в этих костюмах на сцене: «1 акт: 12. Народ», «2 акт: 8 цыганок», «1 акт: женщины Табакерии. 30 чел.».

Ярче всех, разумеется, наряды цыганок – от пестроты аж дух зах­ватывает: красные, синие, зеленые, желтые, с цветами разной формы, с воланами, оборками. Шали, мантильи, кушаки, жилеты, пиджаки, плащи, обувь с пряжками… В швейном цехе применяют крой середины XIX века, учитывая требования театральные: одежда должна быть удобной, по возможности не тяжелой, не стеснять движение и дыхание. Ну и красивой, само собой!

Стихия страсти роковой

Задача солиста не только безуп­речно исполнить свою партию, но и передать образ своего героя. Опера «Кармен» создана по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. Музыка Бизе возвела этот образ в ранг культового. Анри Мельяк и Лудовико Галеви сделали либретто необычайно драматичным и эмоционально контрастным, создали яркие образы, во многом отличные от литературных.

Текст новеллы хорошо знают, пожалуй, только филологи, но все-таки образ Кармен да и Хозе у каждого в зале будет изначально свой. И это тоже несколько усложняет задачи и режиссера, и исполнителей: совпадут ли ожидание публики и трактовка артистов? Хорошо бы – да.

В конце XIX века Фридрих Ницше так передавал свои впечатления от «Кармен»: «Она приближается, изящная, томная, кокетливая... В ее безмятежности есть что-то африканское... ее страсть коротка, неожиданна, лихорадочна... Это любовь — fatum, рок, бесстыдная, невинная, жестокая». Вдохновил этот страстный образ и поэта Александра Блока:

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет, –

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Загадку Кармен пытается разгадать не одно поколение поклонников оперы. Какая она, Кармен? Свободолюбивая или легкомысленная? Искренняя или коварная? Что ею движет: страсть или расчет? Что скрывается за ее гордостью и независимостью? Чем так пленяет и завораживает эта роковая женщина?

На сцене Astana Opera образ Кармен воплотят Дина Хамзина и ­Татьяна Вицинская, для которой это будет дебютное выступление. Свободной, открытой, страстной считает Кармен Дина Хамзина. Она уже исполняла эту партию, но каждый раз старается искать в своей ге­роине что-то новое.

– Когда-то моя Кармен была наивной девчонкой-хулиганкой, сейчас я вижу ее совсем другой, более муд­рой, – размышляет певица. – Когда Кармен выходит и поет знаменитую хабанеру, на нее обращают внимание все, кроме Хозе. Моя героиня провоцирует, пытается обольстить его, и ей это удается. Она не может никого полюбить, потому что тогда потеряет главное – свободу.

Партию Хозе готовят солист Румынской национальной оперы Мариус Влад и лауреат международных конкурсов Артем Голубев (Россия).

– Для меня Хозе прежде всего человек, который сильно влюблен, – говорит о своем понимании образа солист Башкирского государственного театра оперы и балета Артем Голубев. – Он скромен, хорошо воспитан, привязан к матери, но встреча с Кармен меняет всю его жизнь, его душу. Счастье или горе встретить такую любовь? Мне кажется, что если человек испытал такое сильное большое чувство, это все-таки счастье. А как он себя поведет…

Авторы либретто ввели не существовавшую в новелле крестьянскую девушку Микаэлу – нежную, преданную, любящую Хозе. Она оттеняет пылкий и своенравный характер прекрасной цыганки. Эту партию репетировали звезды казахстанской оперы Майра Му­хамедкызы, Салтанат Ахметова и Альфия Каримова. Партию Эскамильо – Барсег Туманян, Сундет Байгожин и Талгат Мусабаев.

Следует отметить, что композитор создал оперу с разговорными диалогами. Позже Эрнест Гиро заменил их речитативами.

– «Кармен» уже стала культурным мифом, это одна из лучших опер в мире. Я много раз ею дирижировал и в Европе, и в Азии, но это будет моя первая постановка оперы «Кармен» в классическом ключе, – рассказывает дирижер-постановщик «Кармен», заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев. – Многое зависит от режиссера, от его тонкого отношения к музыке, к первоисточнику. С Лоренцо Амато мы уже работали, ставили оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй», поэтому я уверен, что спектакль получится на высоком уровне. Мы очень бережно подошли к постановке: певцы поют от первой до последней ноты партитуру, написанную Жоржем Бизе, с вкраплениями речитативов, созданных его другом Эрнестом Гиро. Я выбрал версию Гиро, потому что, на мой взгляд, его речитативы удачно соединяют музыкальные номера Бизе, не нарушая стиля композитора и стиля французской оперы второй половины XIX века. И в то же время, что очень важно, являются двигателем действия. Не в последнюю очередь в этом выборе мной, как музыкантом, двигало желание, чтобы музыка нигде не прерывалась.

«Кармен» звучит почти полтора века. Музыка оперы Бизе стала основой для балетов, созданы ее переложения и обработки, в 1943-м на Бродвее был поставлен мюзикл Carmen Jones, сегодня мелодии «Кармен» проникли в сотовые телефоны. Но загадка «Кармен» осталась.

Неудивительно, что известие о премьере оперы всколыхнуло меломанов (и не только) в столице. Как сообщают в театре, билеты в кассах раскупили с рекордной скоростью. Тогда было решено к традиционным двум премьерным дням добавить третий. Итак, 17, 18 и 19 ноября на сцене Astana Opera легендарная «Кармен» Жоржа Бизе.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Тест на прочность: держаться вместе!
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Ради водворения правды
Этностиль остается на пике популярности
Казахский должен стать языком межнационального общения
Черепахи умеют улыбаться
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
Превратили остановку в арт-объект
Легионеры будут уповать на меценатов
«И Родина щедро поила меня…»
Эмоции взяли верх
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]